Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» Ст. 2).

Информация становится ресурсом только в том случае, если она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве. В противном случае она может использоваться лишь при решении ограниченного круга задач, а эффективность ее использования и качество существенно снижаются во времени.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, без ограничений.

В настоящее время наряду с категорией «информационные ресурсы» довольно широко используется понятие «информационный продукт». Однако не стоит отождествлять эти термины, так как это разноплановые понятия.

Понятие «информационный продукт» не содержится в Законе об информации (ни в новой, ни в старой редакции), однако это стоило бы сделать поскольку отождествление категорий «информационный ресурс» и «информационный продукт» ведет к их неточному пониманию в различных сферах жизнедеятельности.

Однако в ст. 2 Закона «Об участии в международном информационном обмене» провозглашается, что информационный продукт – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.

Из данного определения видно, что информационный продукт – это информация, которая подготовлена (подобрана, проанализирована …) для конкретного потребителя, для использования в конкретных обстоятельствах.

Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Таким образом, информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Например, нормы Трудового кодекса могут иметь различное практическое значение для кадровика и юриста. В соответствии с этим сами нормы ТК РФ в чистом виде будут выступать информационным ресурсом и для юриста, и для кадровика. Однако для успешного применения ТК на практике издаются различные комментарии официальных органов, которые могут подготовлены отдельно для юристов и отдельно для кадровиков.

В таком случае специализированный комментарий, подготовленный для практикующего юриста, будет являться для него информационным продуктом. Для кадровика указанным продуктом будет выступать соответствующий, предназначенный для профессии кадровика, комментарий, который удовлетворит его потребности при применении ТК в работе и может не удовлетворить потребности юриста (если не брать во внимание субъективную сторону вопроса).

Другим примероминформационного продукта может служить информация о сотрудниках в возрасте до 18 лет конкретной организации. Сам по себе банк данных о всех сотрудниках организации представляет собой информационный ресурс.

Следует также иметь в виду, что определение информационного продукта в конкретных информационных отношениях зависит от стадии обработки информации каким-либо лицом. Речь идет фактически о том, что одна и та же документированная информация в рамках различных отношений может являться и информационным ресурсом и информационным продуктом.

ПР: Привести пример, когда одна и та же информация (документированная) в рамках различных отношений может являться и информационным ресурсом и информационным продуктом.

Например, заметка в газете является для аналитика информационным ресурсом, а то, что у него получится на основе полноценного анализа, созданное им, обработанное – уже информационный продукт. В то же время журналист, писавший заметку пользовался другими информационными ресурсами, а заметка, опубликованная в средстве массовой информации, ставшая результатом его творческой деятельности, – информационный продукт.

Главным отличием информационного продукта от информационного ресурса является подготовленность (или неподготовленность) информации для конкретного потребителя.

Таким образом, отметим особенности информационного продукта:

1) информационный продукт – это всегда результат труда, порождение или следствие обработки информационного ресурса. Информационный продукт создается в процессе творческой, производственной, аналитической, синтетической и иных полезных видов деятельности;