Силовые линии, направленность, ориентация в пространстве

Гравитационные силы объекта

Силовые поля, активность

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕС ОБЪЕКТА КОМПОЗИЦИИ

«Лёгкий» элемент   «Тяжёлый» элемент  
Размер  
Маленький Большой
Форма  
Неправильная, аморфная Правильная, определённая
Не компактная Собранная, компактная
Без основания Основательная  
Цвет  
Чёрный на белом Белый на чёрном
Тусклый Яркий
Разделённый Затемнение
Холодный Тёплый  
Расположение на изобразительном поле  
На вертикальной оси Смещён от вертикальной оси
В активной зоне В пассивной зоне
Вверху Внизу
Слева Справа
В центре У края поля
На первом плане (ближе к зрителю) В глубине (дальше от зрителя)  
Смысловой фактор  
Не несёт смысловой нагрузки Несёт смысловую нагрузку o Информативен o Выражает эмоцию o Демонстрирует функциональный узел  
Второстепенный, не значительный Главный, важный  
Изолированность  
Находится рядом с другими Находится на пустом поле

Каждый элемент формальной композиции имеет собственное силовое поле — область пространства, лежащую вокруг объекта.

Силовые поля обладают зоной действия, интенсивностью и направленностью.

рис.

Эти свойства полей зависит от конфигурации, цвета, размера и т. п. рис. При изменении характеристик элементов изменяются и их поля и, следовательно, композиция в целом.

Расположенные рядом элементы и их поля вступают во взаимодействие, создавая тем самым целостную группу, композицию.

Дизайнер должен остро чувствовать силовые поля. Эта способность развивается так же, как чувство цвета у живописцев или чувство ритма у музыкантов.

Гравитационными силами обладают не только границы изобразительного поля, но и объекты композиции. Гравитация напрямую зависит от активности и размера силового поля. Чем больше названые характеристики, тем более сильным притяжением обладает объект.

 

Cиловые линии – невидимые линии векторного характера, определяющие пространственную направленность элемента в композиции.

Форма изображаемых объектов предполагает соответствующие оси симметрии, а эти оси создают направленные силы. рис.

В вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от горизонтальной или вертикальной оси на небольшой угол, чувствуется определённое притяжение к структурно сильному направлению. Возможно, подобное притяжение существует также и к диагонали. рис.

Если одна из сторон формы совпадает с рамкой, а другая простирается в свободное пространство, сила будет двигаться в сторону свободного завершения. рис.

 

Направленные силы создаются также и содержанием. Оно определяет фигуру человека как идущую вперёд или падающую назад.

 

Направление, так же, влияет на вес и, следственно, на равновесие. Подобно весу, на восприятие направления влияет месторасположение изобразительного элемента. Вес любого элемента композиции, является ли он частью скрытого структурного плана или видимым объектом, притягивает все предметы, расположенные по соседству, и таким образом навязывает им определённое направление.

рис.

рис.

рис.

рис.

рис.

рис.