Разработка стратегии, типы стратегии

Перед предприятием в основном стоят четыре альтернативы или типа стратегии (рис. 4.2.).

 

 


Рис. 4.2. Типы стратегии

Стратегия ограниченного роста характеризуется установлением целей от достигнутого, скорректированных на процент инфляции. Такая альтернатива выбирается в том случае, когда имеется устойчивая технология и предприятие удовлетворено своим положением. Это наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

Альтернатива сокращения выбирается весьма редко и означает путь рационализации производства продукции. В этом случае могут быть варианты:

- полная распродажа материальных запасов и активов предприятия;

- отделение некоторых подразделений предприятия или видов деятельности;

- сокращение некоторых видов производств и переориентация на выпуск новой продукции с целью получения прибыли.

Стратегия сокращения используется в том случае, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться и появляется необходимость в реорганизации предприятия.

Стратегия роста означает ежегодное повышение уровня целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в развивающихся отраслях с бурно изменяющимися технологиями.

Стратегия сочетания означает объединение перечисленных стратегий в единое целое и используется предприятиями, действующими в нескольких отраслях. Например, руководство АО «Кулебакский металлургический завод» приняло решение ликвидировать мартеновский сталеплавильный цех и ряд других морально устаревших производств. Одновременно привлекаются средства на строительство крупного современного электросталеплавильного производства и расширение сортопрокатного цеха.

На основании рассмотрения нескольких альтернатив руководство предприятия затем обращается к конкретной стратегии. Целью руководства является выбор альтернативы, обеспечивающей долгосрочную эффективность предприятия. Выбор должен быть обоснованным и поддерживаться трудовым коллективом. На стратегический выбор может повлиять: степень риска, реакция владельцев акций, учет знания прошлых стратегий, фактор времени.