История русской риторики

В XVII в. риторические учения в России воспринимались в полном объеме, т.к. была мысль об устройстве государства с помощью риторики. В XVIII-XIX вв. такая мысль была отнесена к древней риторике. Риторика в России была наукой о красивой речи (красноречии). Она явилась инструментом формирования нормативного литературного языка, прозаических жанров и индивидуального стиля.

Предисторический период

Первый учебник риторики в России появился в 1620 г. Русские образованные люди имели сведения о риторике и в XI-XVI вв. В статье, которая сопровождала русский список Григория Богослова, дается определение ритора (“речеточец”). В XI в. уже были известны сведения об украшении речи. Об этом упоминалось в переводе Георгия Хиробовска “Об образех”. Были сведения о трех видах речи. В основном, риторические правила усваивались из образцов (“отцы церкви”).

Сформировался риторический идеал Древней Руси (на основе работ церковных писателей и фольклора):

1) выбор собеседника (беседуй с достойными);

2) умение слушать;

3) требование осмысленности, содержательности речи;

4) требование правдивости и доброжелательности;

5) кротость в беседе (кроткое слово разрушает гнев);

6) отрицательные моменты – пустословие, лесть, крикливость, хула, многословие.

Исторический период

В.И. Аннушкин исследовал историю риторики.

Периоды:

1) 1620-1690 гг. Время появления первого перевода риторики в России. Перевод был совершен Филиппом Мелантоном. Переводчик давал пояснения к трудным словам. Во второй книге представлено учение о стилях (высоком, среднем, низком). Для каждого жанра использовались различные подобия и выражения: низкий стиль – смиренный, обычный; средний – мерный и т.д.

2) Время Петра Великого, в которое работало много иностранных учителей риторики. Писалось много риторик на греческом языке, которые переводились на русский. Самая известная риторика – “Риторика” Феофана Прокоповича (руководство к состоянию проповедей). Она делится на общую и прикладную.

Виды красноречия:

a) церковное;

b) письма;

c) способы писания истории;

d) судебное;

e) эпидектическое.

Известна риторика Усачева и др.

3) 1745-1780 гг. Это ломоносовский период.

1743 – “Риторика” М.В. Ломоносова (первая риторика на русском языке). Ее не издали. Официальный отказ: “Написана не духовным лицом”.

1748 – издано “Краткое руководство к красноречию” М.В. Ломоносова.

Официальными языками науки стали латинский и русский языки. Ломоносов предполагал издать “Риторику”, “Ораторику”, “Поэтику”. Он определял риторику как учение о красноречии. Красноречие – искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему мнению. Меньше внимания Ломоносов уделял произнесению, а часть памяти опускал.

Часть 1. “О нахождении мысли”. Это словесный состав будущей речи, перечисление топосов (они систематизированы), предлагался алгоритм подбора слов по ассоциативному признаку.

Часть 2. “Об украшении”. Рекомендации о наблюдении аудитории (возраст, пол, наука, воспитание). Рассматривается структура речей, говорится о хрие.

Часть 3. “О расположении”.

Часть 4. “О произнесении”.

“Риторика” М.В. Ломоносова направлена на совершенное употребление языковых единиц, формирование индивидуального стиля, состояние содержания. Ломоносов сделал риторику инструментом становления и нормализации литературного языка.

Риторики второй половины XVIII в.: “Детская риторика, или Благоразумный вития”, “Письмо Никкурганова”, “В пользу молодых девиц” Глинки (преподавал в Дерптском университете).

4) 1800-1860 гг. Это период расцвета русской ученой риторики и становление теории словесности.

1793 - “План деятельности Российской Академии”. Состоит из 19 пунктов. Основа образования – словесность.

1792 – “Правила российского красноречия” Сперанского. Опубликовано в 1846 г.

Традиционное учение подверглось критике. Вводились такие понятия, как “эстетический вкус”, “высокое”, “изящное”. В этом заключались правила красноречия.

Много внимания уделялось осмыслению системы словесных наук. Появилось понятие “словесные науки”.

Толмачев “Правила словесности”. Главный предмет – мысли, слова и соглашение одних с другими. Правильному употреблению слов учит грамматика, состоянию мыслей – логика, соглашению мыслей и слов – риторика.

Кошанский Н.Ф. “Риторика” (1829-1832 гг.), “Общая риторика” (1829), “Частная риторика” (1832). “Общая риторика” содержит правила создания всех прозаических произведений, “Частная риторика” рассматривает прозаические произведения порознь (роды и виды прозы). Выделяются письма, разговоры, повествования, ораторства и ученость.

На смену риторике приходит теория словесности, т.к. появляется художественная литература. Поэтому Белинский обличает риторику.

 

Лекция # 4 (25.05.09)

Зеленецкий К.П. написал пособие по риторике, где предложил новую классификацию филологических дисциплин и преобразить риторику. Словесные дисциплины: грамматика, риторика (общая и частная), поэтика. Зеленецкий предложил другой состав: лексикология, грамматика (значение, состав и изменение предложения), синтаксис (изучение периодов), риторика (изучение речи), которая может быть общей, частной и пиитикой. Общая риторика изучает общие законы построения речи (прозаические и поэтические), частная – различные роды прозы, пиитика – роды поэзии. Эта система была разработана в середине XIX в. Из риторики следует исключить разделы нахождения и построения мысли.

Причины упадка риторики:

1) были созданы теоретические труды, которые показали, что риторика – только наука о речи, она не нужна;

2) догматизм преподавания;

3) в 30-е гг. XIX в. была создана русская классическая литература, и с помощью риторических правил нельзя было объяснить новые жанры. Белинский называл риторику алхимией. По его мнению, настоящее содержание риторики – стилистика.

4) 1850-1920 гг. – период становления языкознания и литературоведения. Язык больше изучался как система. Из словесности рассматривали только художественную литературу и фольклор. Вместо изучения общих законов речи, изучались произведения художественной литературы. Учебное занятие сводилось к чтению и анализу образцов. Другой задачей считалось формирование речевых навыков, обучение речи. Оно свелось к обучению сочинению на литературную тему. Отголоски риторики сохранились в стилистических упражнениях.

С 90-х гг. XIX в. под влиянием теории словесности Потебни теория поэзии начала преобладать. Изобретение нового происходило в метафоре. Из школьных образцов риторика была изъята. Это создало ситуацию, что человек со средним образованием не имел опоры для смыслового анализа текста.

В 60-х гг. XX в. 30-40% людей с высшим образованием не могут усвоить содержание текста.

5) 1920-1985 гг.

После революции отмечалось усиление интереса к риторике. В 1918 г. был создан институт живого слова в Петрограде. В это время осознали необходимость обучения культуре слова. Существовало просветительное отделение. Луначарский говорил: “Все формы политического творчества идут через речь”. Создавались различные программы. До 1924 г. существовал Институт живого слова. Потом риторика была исключена из школьного и вузовского образования.

6) С 1985 г. риторика начала возрождаться. Она возвращалась частично. Сначала риторика занималась осмыслением наследия прошлого.

Михальская “Основы риторики”. Прис. связь с другими науками.

Леонтьев “Теория речевой деятельности”. Современные ученые занимались осмыслением современной речевой ситуации, пытались представить роль каждого из видов словесности в развитии общества. Это содержалось в “Теории риторики” Рождественского.

Задачи современной риторики:

a) изучение законов речи современного общества;

b) воспитание человека, ответственно действующего словом.