Вампилов Александр Валентинович

Драматургия второй половины ХХ века. Творчество А. В. Вампилова.

Вопросы

1. К каким темам обращались чаще всего поэты 2-ой половины 20 века.

2. Какие жанры получили наибольшее развитие в современной лирической поэзии?

3. На какие направления разделилась поэзия 2-ой половины 20 века?

4. Почему авторская песня становится так популярна в обществе?

5. Как появилось в нашей литературе такое направление как авторская песня?

6. К каким темам обращалась авторская песня?

7. Назовите ярких представителей авторской песни.

8. С чем связана популярность «эстрадной» поэзии?

Задания

Сделайте сравнительную характеристику «тихой лирики» и «эстрадной поэзии». Составьте таблицу.

 

В этот момент театр переживает интересное время. Определяет свое творческое лицо. В МХАТ приходит О. Ефремов, театром на Таганке руководит Ю. Любимов (противоположен МХАТу – рассчитан на открытую яркую зрелищность), БДТ (Ленинград) по-новому ставит классику, Ленкомом руководит М. Захаров. Все эти изменения, в частности, и определили направленность драматургии.

Для драматургии этого периода характерно преодоление схематизма, иллюстративности, бесконфликтности. Происходят поиски новых форм, жанров и стилевое стремление к художественному многообразию. Происходит усиленное исследование углубленного психологизма, пристальное внимание к нравственным проблемам: совесть, доверие, верность другу. Появляются новые характеры – тип лишнего человека (разработан А. Вампиловым, подхвачен Л. Петрушевской), тип человека, не реализовавшего свои способности. Популярен конфликт – человек и повседневность (испытание человека повседневностью; берет начало от А.Чехова). Конфликт человека с самим собой отсюда – проблема преодоления себя.

Темы драматургии

1. Историко-революционная тема

(много пьес о Ленине, много штампов, примитивного, например, пьесы Шатрова)

2. Тема войны

(пьесы Ежова, Рощина)

3. Изображение современности, проблема делового человека

( производственные драмы, много от драматургии 30-х годов Погодина; активное участие в НТП, показаны энтузиасты в труде, например, драмы Дворецкого)

4. Бытовая психологическая драма

(обращение к сфере личной жизни, внутреннему миру человека, глубокий психологический анализ; нет больших массовых сцен, представлена или одна семья, или любовная коллизия; тема формирования молодого человека, его взглядов, душевные противоречия, например, пьесы Арбузова, Рощина)

5. Нравственная проблематика

(« Останется ли человек человеком?», пьесы А. Вампилова)

(1937 - 1972)

 

Родился в 1937 году в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей. В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки «Ангел» (др. название «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964) и др.
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. В 1970 Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смертью. История с метранпажем вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты».

В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (др. название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога. Вместе с «Провинциальными анекдотами» пьеса «Прощание в июне» составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу «Белореченские анекдоты», но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть.

Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людей, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина. Были в них представлены и современные «маленькие люди», и женские типы. В 1967 Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии «Старший сын», в рамках мастерски выписанной интриги, шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов В драме «Прошлым летом в Чулимске» (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал в августе 1972.

"Утиная охота"