Вопросы

Проза

Поэзия

В самые горькие часы поэты не теряли веры в победу. Пессимизма, надломленности духа, в таких условиях, как ленинградская блокада, советская поэзия, как и вся советская литература, не знала. Теснейшая связь с народом, активность, патриотизм и гуманистическая направленность отличали советскую поэзию и до войны. О чем бы ни писали поэты, за каждым их словом, образом неотступно стояла дума о Родине.

В обобщенной форме основная проблематика поэзии периода воины сказалась уже в самом первом поэтическом произведении тех дней — в «Священной войне» В. Лебедева-Кумач. Вслед за «Священной войной» появляется «Песня смелых» А. Суркова. Стихи, песни на протяжении всей войны занимали большое место в духовной жизни советского народа. Особенной любовью пользовалась песенная лирика М. Исаковского — «В прифронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету...», «Услышь меня, хорошая...». Широкую известность в годы войны получили также «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Шумел сурово Брянский лес» А. Софронова, «Соловьи» А. Фатьянова и многие другие.

В лучших песнях военных лет раскрылась душа нашего народа, его любовь и ненависть, гуманность его стремлений и свободолюбие. Для самых первых стихов о войне характерны суровые интонации, повелительные формы. «Вперед! В наступленье! Назад ни шагу!»— вот стержневые слова первых военных стихотворений А. Суркова, А. Твардовского, О. Берггольц, А. Прокофьева, С. Кирсанова, характеризующие поэтику той поры.

Позднее при сохранении интонаций призыва появляются интонации сурового рассказа о злодеяниях врага, которые у некоторых поэтов, например у Исаковского, нередко сближаются с жанром народного плача. В поэзии военных лет особое звучание приобретает тема солдатской дружбы, любви, товарищества. Полнее всего она представлена в лирических стихах К. Симонова, что, несомненно, связано с одной их важной особенностью.

В период Великой Отечественной войны к ее мобильным жанрам обращались почти все писатели. На страницах газет и журналов печатались корреспонденции, статьи, очерки, памфлеты, рассказы А. Толстого, А. Фадеева, И. Эренбурга, Н. Тихонова, М, Шолохова, А. Твардовского, Л. Соболева, Вс. Вишневского, К. Симонова, К. Паустовского. Многие писатели стали работниками армейской и фронтовой печати, военными корреспондентами, командирами, политработниками.

Также самостоятельную художественную ценность приобрели в эти годы писательские записи, дневники, заметки, зарисовки. Характер и содержание военных дневников определялись необходимостью сохранить для истории наблюдения очевидцев, взгляд на события их участников.

К концу войны расширяется философский диапазон литературы. Исследование потока исторических обстоятельств дает возможность воссоздать правду народного бытия. Тенденция масштабного изображения военных событий, воссоздания общего хода дел проявилась в романах М. Шолохова «Они сражались за Родину», А. Фадеева «Молодая гвардия» и многих других. В романах конца войны интерес к личностному началу в человеке усиливается, становясь преобладающим в произведениях Шолохова и Фадеева.

Общие тенденции советской литературы военных лет в изображении мужества и героики советского человека, так или иначе, сказались в каждом значительном произведении большой и малой формы.Война осмысляется в прозе как школа мужества и страданий, школа любви и ненависти, как величайшее испытание человечности, которое с честью выдержали советские люди.

Тяготение к достоверности в сочетании с широкой обобщенностью изображения составляет силу героических повестей и рассказов военных лет.

Впору Великой Отечественной войны мысль современников часто обращалась к родственным по духу событиям Отечественной войны 1812 года. Народный подвиг 1812 года вдохновлял мастеров искусства и литературы.

Советская литература послевоенного времени

В конце пятидесятых молодые прозаики-фронтовики обратились к недавнему прошлому: исследовали драматические и трагические ситуации войны через точку зрения простого солдата, молодого офицера. Нередко эти ситуации были жестокими, ставили человека перед выбором между подвигом и предательством, жизнью и смертью. Критика того времени встретила первые произведения В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Астафьева настороженно, неодобрительно, обвиняя «литературу лейтенантов» в «дегероизации» советского солдата, в «окопной правде» и неумении или нежелании показать панораму событий.

В этой прозе ценностный центр смещался с события на человека, нравственно-философская проблематика сменила героико-романтическую, появился новый герой, вынесший на своих плечах суровые будни войны.

В литературе последующих десятилетий по – прежнему раскрывается тема массового героизма людей во время войны, ярко представлены события, но наряду с этим раскрываются и новые проблемы, о которых раньше писать не могли, поскольку должны были воспитывать чувство ненависти к врагу.

- Проблема отдельно взятой человеческой жизни, ценность человеческой жизни.

- Проблема предательства во время войны, причины таких поступков.В. Быков «Сотников»

- Тема несовместимости женщины и войны (женщина, которая должна даровать жить, убивает) Б. Васильев «А зори здесь тихие», С. Алексеевич «У войны не женское лицо»

- Проблема русского национального характера. В Закруткин «Матерь человеческая»

- Изображение идейно-нравственных истоков победы.

- Большое внимание уделяется не изображению самих событий, а тому, что чувствовали люди на войне.

- Изображение деятельности контрразведки в годы войны. Ю. Семенов «Семнадцать мгновений весны»

- Иногда изменяется характер конфликта: раньше- борьба наших с фашистами, теперь еще и борьба между своими. Ю. Бондарев «Берег»

- Проблема трагического более глубоко Богомолов «Иван»

- Тема молодые люди и война Кондратьев «Сашка»

- Часто соединяются разновременные пласты: война и современность, довоенное время и война Ю. Бондарев «Выбор».

- Переплетается реальность и вымысел Ю. Семенов «Семнадцать мгновений весны»

В литературе этого времени появляются большие масштабные произведения о войне (Симонов, Ю. Бондарев и др.) и локальная малая проза (произведения Васильева, Быкова, Носова и др.). Часто соединяются разновременные пласты: война и современность, довоенное время и война Ю. Бондарев «Выбор». Переплетается реальность и вымысел Ю. Семенов «Семнадцать мгновений весны»

Усиленно развивается документальная литература. Состоит из мемуаров. Мемуары К. Симонова, Б. Полевого.

1. Каковы особенности литературы военного времени?

2. Чем объясняется возросший интерес во время войны к лирическим жанрам и жанру поэмы?

3. Перечислите писателей и поэтов военного времени.

4. Какие изменения претерпевает литература послевоенного времени?

5. Какие темы о войне становятся главными в литературе, начиная с 50-х годов 20 века.

Задания

Подготовьте сообщение о биографии и творчестве одного из поэтов, погибших на войне.

3. Жизнь и творчество Быкова Василия Владимировича (Василя Быкова)

(1924-2003)

Родился в 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему «Смерть человека» и «Обозник», прозаик опубликовал в 1955. Действие повести «Журавлиный крик» (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть «Мертвым не больно» (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.

Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести «Альпийская баллада» (1964)– одно из первых произведений советской литературы, в котором плен показан не как вина, а как трагедия человека.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Повесть «Сотников» (1970). Затем была повесть «Обелиск» (1972), в которой школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников.

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Повесть «Пойти и не вернуться» (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести «Знак беды» (1986). В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. За повесть «Знак беды» Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести «Облава»(1990). В повести «Карьер» (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести «В тумане» (1987).

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе «Пасхальное яичко» (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер в 2003 в Минске.