Жизнь и творчество Пастернака Бориса Леонидовича

План анализа стихотворения

Вопросы

1. Познакомьтесь с фактами биографии Ахматовой. Какой представляется вам личность Ахматовой?

2. Какие факты биографии Ахматовой связаны с Петербургом? Ленинградом?

3. Какие трагические события русской истории многое изменили в судьбе и характере лирического переживания ахматовской героини?

4. Что сближает поэзию Ахматовой с поэзией акмеизма?

5. Какие традиции народной поэзии развивает Ахматова в своем творчестве?

6. Как складывалась творческая биография Ахматовой в советское время? Каковы были взаимоотношения поэтессы с эмигрантской литературной средой и с советской поэзией?

7. Какие темы, образы, конфликты привлекают внимание Ахматовой в ранний период творчества? Как менялись тематика, настроения, ритмика в более поздних произведениях поэтессы?

8. В чем, на ваш взгляд, основной секрет особенной популярности ахматовской любовной лирики? Какой предстает перед нами лирическая героиня в стихах «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»?

9. Как решается вопрос о назначении поэта в ранней и поздней лирике Ахматовой?

10. Какое место в поэзии Ахматовой занимает патриотическая тема? Какие приемы создания образа России, русской земли использует поэтесса в стихотворениях “Мне голос был. Он звал утешно…”, “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Родная земля” и др.?

Задания

1. Составьте план-проспект сборника лирических стихотворений Ахматовой. Подберите название. Напишите небольшую вступительную статью (предисловие) к этому сборнику.

2. Сделайте анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» по плану.

1. В какой период творчества написано стихотворение, отражение в нем биографии автора.2. Тема и основная мысль стихотворения3. Основные мотивы стихотворения4. Состояние лирического героя

5. Интонация, образный строй, цветовая гамма стихотворения

 

(1890 – 1960)


Родился в Москве. Семья будущего поэта была отнюдь не рядовой. Отец Леонид Осипович Пастернак – академик, известный живописец, график, иллюстратор. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, замечательная пианистка, в 22 года ставшая профессором Императорского русского музыкального общества. Хотя семье Пастернак подчас приходилось сталкиваться с большими трудностями, ее, без сомнения, можно было назвать счастливой: в доме обычно царила теплая, творческая обстановка. Их гостеприимный дом всегда был открыт для друзей и знакомых; особенно популярны были рисовальные, а также музыкальные вечера, на которых собирались многие известные люди того времени. Пронизанная токами творчества домашняя обстановка сформировала личность яркую, многосторонне одаренную. В своих играх дети копировали жизнь родителей и их ближайшего окружения. Они устраивали “вернисажи” своих рисунков, издавали рукописный журнал, главным редактором и автором большинства материалов был, конечно, Борис, а в качестве иллюстратора обычно выступал его брат.

С семи лет Бориса стали готовить к поступлению в Московскую гимназию №5 – одну из лучших в то время. Только окончание казенной гимназии с золотой медалью давало в то время право поступления в Московский университет. Домашнее обучение принесло свои плоды: предварительные экзамены летом 1900 года были сданы успешно. Однако существующие в то время квоты на количество учеников-евреев стали серьезным препятствием для поступления мальчика в 1-й класс гимназии, не помогли даже ходатайства весьма влиятельных лиц и широкая известность отца. Лишь благодаря директору гимназии через год Борис был зачислен во 2-й класс на освободившееся к времени место.

Весной 1908 года Борис Пастернак блестяще, с золотой медалью, окончил курс гимназии и без экзаменов был зачислен на первый курс юридического факультета Московского университета. В этот же период он экстерном прошел полный курс консерватории. Перевелся с юридического факультета на философский факультет. Углубился в изучение философии и отказался от профессиональных занятий музыкой. К этому периоду относится и его первый поэтический опыт – стихотворение “Сумерки …словно оруженосцы роз …”.

Очередным переломным моментом в жизни Бориса стала его поездка в Марбург, где он намеревался продолжить философское образование в Марбургском университете. Успехи русского студента привлекли к себе внимание 70-летнего профессора Германа Когена. Однако к тому моменту Пастернак уже знал, что философия – не его поприще. Его импульсивному характеру была чужда сама мысль о том, чтобы сделаться добропорядочным бюргером, профессиональными систематическими рассуждениями зарабатывающим себе на хлеб. Вернувшись в Москву, Пастернак погрузился в поэзию. Он читал современных поэтов и их предшественников, посещал литературные вечера и собрания, участвовал в дискуссиях по вопросам литературы и искусства. В феврале 1913 года в кружке по исследованию эстетической культуры и символизма в искусстве он прочитал доклад “Символизм и бессмертие”, основные положения которого легли в основу складывающейся эстетической системы поэта. Доклад был восторженно встречен слушающими. Весной 1913 года Борис сдал государственные экзамены и получил выпускное свидетельство о том, что он удостоен диплома кандидата философии первой степени. А немногим раньше он дебютировал как поэт: из печати вышел альманах “Лирика”, в котором было представлено 5 его стихотворений.

Лето 1913 года почти целиком было посвящено творчеству: думать о начале служебной карьеры пока не хотелось. В это время Пастернак особенно близко сошелся с четой Анисимовых, а также с Сергеем Бобровым – поэтом и критиком, последнее время посвятившим себя издательской деятельности. Именно Сергею Боброву принадлежала идея опубликовать первую книгу стихов Бориса Пастернака “Близнец в тучах”. Она была отпечатана тиражом 200 экземпляров и в основном включала в себя стихотворения, написанные минувшим летом. Основные темы сборника – любовь и дружба, творчество и космос, смерть и бессмертие, сон и сновидения. Позднее поэт был недоволен книгой. Лишь некоторые из стихотворений этого сборника, значительно переработанные, впоследствии были разрешены требовательным автором к переизданию; об остальных он предпочитал не вспоминать. Публикация в “Лирике” и первая книга стихов завершили исходный период творчества Б. Пастернака, определенный самим автором как “Начальная пора” его поэтической деятельности.

Зимой 1913-1914 года Борис Пастернак жил в основном на заработки репетитора. В этот период и он, и его друзья С. Бобров и Н. Асеев объединились в новую группу, которую назвали “Центрифугой”. Творческая направленность членов “Центрифуги” была вполне футуристической, и потому требовалось найти свою нишу среди представителей этого еще нового течения. В это время произошла встреча Пастернака с Маяковским. Они понравились друг другу, нашли общий язык. Теплые отношения друг к другу, несмотря на порой возникающие разногласия, они пронесли через всю жизнь.

К грозным событиям 1917 года отношение Пастернака было весьма противоречивым. Он понимал неизбежность всего происходящего, видел в революции естественное следствие абсурда затянувшейся первой мировой войны и общего тяжелейшего положения русского народа. Поэт стоически переносит трудности первых послереволюционных лет. В этот период Пастернак много работает: проза, стихи, переводы, рецензирует рукописи о театре. Привычка довольствоваться малым сослужила добрую службу. Семья поэта к 1921 году, не имея больше сил бороться за элементарное выживание в условиях военного коммунизма и отстаивать и без того поделенную с чужими людьми квартиру, вынуждена была оставить родину и перебраться в Берлин.

В 1922 году выходит автобиографический сборник стихов “Сестра моя – жизнь”, имевшего подзаголовок “Лето 1917 года”. Автобиографическая основа сборника стала настолько прочной нитью, скрепляющей отдельные стихи, что некоторые критики это произведение называют “романом в стихах”. Сборник “Темы и вариации”, подготовленный вслед за третьей книгой стихов в 1923 году, такой цельностью уже не обладал, хотя состоял из ряда циклов, образующих собой как бы “главы” этой книги. Неудовлетворенность “Темами и вариациями” была лишь первой причиной, подтолкнувшей Бориса Леонидовича к тому, чтобы на время почти полностью оставить поэтическое творчество. Вторая причина - поэт бедствовал, у него родился сын (первый брак с художницей Евгенией Лурье).Но была и третья причина: казалось, сама эпоха не располагала к занятиям “духовным творчеством”. Чувствуя, что новой эпохе с ее враждебностью ко всему личному, с эпическим размахом проводимых ею преобразований, повествовательные формы гораздо ближе, чем лирические, исповедальные, Пастернак обращается к крупным формам. Однако поэму “Высокая болезнь”, написанную осенью 1923 года, некоторые соратники по литературному цеху встретили критически.

Само членство Пастернака в Левом фронте искусств было неестественным, его удерживала здесь только дружеская привязанность к В. Маяковскому и Н. Асееву. Он не соглашался с пониманием творчества, как “производства стихов” и тем более совершенно иначе воспринимал “общественный заказ”. Необходимость заработка вынудила поэта согласиться на участие в подборе библиографии по В. Ленину. Финансовые же затруднения заставили Пастернака, как и многих его современников, обратиться к творчеству для детей. Несмотря на неудовлетворенность Пастернака собственными опытами в качестве детского писателя, поэт постепенно в своей поэзии начинает обретать новый стиль “немыслимой простоты”. Упрощался метафорический и ритмический рисунок, сдержаннее становилась интонация, сокращалось число слов, не входящих в активный словарь современного языка. Этот процесс нашел свое продолжение в поэме о событиях 1905 года, получившей название “Девятьсот пятый год”. Работа над поэмой продолжалась два года, главы не раз перерабатывались. Она была полностью написана в 1927 году.

В 1929 году вышел в свет поэтически избранный сборник стихов “Поверх барьеров”. В сборник вошли много старых стихов, которые Пастернак существенно переработал. Продолжалась работа над очерком о Р. М. Рильке (“Охранная грамота”). Последняя, третья часть “Охранной грамоты” была посвящена В. Маяковскому. Потрясенный недавним самоубийством великого поэта, Пастернак постарался передать весь свой восторг перед ним и всю скорбь внезапной утраты, дать свое понимание причин гибели С. Есенина и В. Маяковского, которые связывались для него с особенностями романтического миропонимания этих двух поэтов.

Самоубийство Маяковского, страшное потрясение, которое испытал Пастернак во время поездки в составе одной из “ударных бригад писателей”, созданных по указанию Секретариата Федерации объединений писателей в колхозы, невыносимые жилищные условия, уход из семьи усугубили тяжелое психологическое состояние поэта. Пастернак пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись йодом. Весной 1932 года по личному ходатайству М. Горького Пастернаку была временно выделена маленькая квартирка и появилась возможность создать новую семью. Он возвращается к оставленным творческим замыслам. Это работа над прозой о периоде Гражданской войны на Урале. В Ленинграде вышли полным изданием автобиографический очерк “Охранная грамота” и сборник “Второе рождение” - стихи того периода, когда в жизнь поэта вошла З. Н. Нейгауз. Критика на эти издания была негативной.

Позже поэт активно занимается общественно-литературной деятельностью: выступает на литературных вечерах, участвует во всевозможных дискуссиях и заседаниях… Критики в этот период почти не допускали резких выпадов. В 1934 году Пастернак становится членом Союза писателей СССР, участвует в Первом съезде писателей, даже председательствует на 7-ой день его работы.

Весна 1935 года – начало тяжелого душевного и поэтического кризиса Пастернака, во многом вызванного двусмысленностью его положения – то ли “попутчика”, то ли “официального поэта”. И только к зиме он сумел отчасти выбраться из затяжной депрессии. Возобновил Пастернак и свою общественно-литературную деятельность. В 1939 году по просьбе В. Мейерхольда Пастернак берется за перевод трагедии У. Шекспира “Гамлет”, которую великий режиссер хотел поставить на сцене Театра им. Пушкина в Ленинграде.

14 октября 1941 года в одном составе с А. Ахматовой, К. Фединым и Л. Леоновым поэт эвакуировался в Чистополь, куда раньше уже выехала его семья. Здесь он активно включился в жизнь писательской колонии: разгружал баржи с дровами, участвовал в литературных вечерах, в том числе и благотворительных, сборы с которых шли на нужды фронта. Осенью 1942 он был вынужден вернуться в Москву: выяснилось, что и в Переделкино, и в столичной квартире, где на время его отъезда размещались солдаты, погиб почти весь архив, в том числе рукопись прозы 1929 – 1940. С лета 1942 года Пастернак со всей семьей окончательно переселяется в Москву. К тому времени вышел из печати небольшой сборник “На ранних поездах”.

Огромное значение для Пастернака имела поездка на фронт в составе группы писателей осенью 1943 года. Он легко находил общий язык как с солдатами, так и с высокопоставленными офицерами, читал стихи в медсанбатах. Под непосредственным впечатлением от увиденного им было написано несколько стихотворений и два очерка “Освобожденный город” и “Поездка в армию”.

Поэт стремился к публикации в массовой периодике, но не просто из жажды славы. Он хотел призвать товарищей по перу отказаться от лжи и приукрашивания и рассказать правду о войне, однако не получалось: выступать со статьей не давали, стихи безбожно редактировали.

В последние военные месяцы Пастернак часто выступал с публичным чтением своих стихов в Московском университете, Политехническом музее и в Доме ученых. В годы войны, сразу после победы, забрезжила надежда на перемены. Однако надежды были разрушены нападками со стороны руководства Союза писателей: поэту не могли простить роста его популярности за рубежом.

В это время начат роман “Доктор Живаго”. Поэт всю свою творческую жизнь шел к этому произведению. Словно губка, замысел романа вбирал в себя образы, сюжетные ходы, мысли, интонации всего предыдущего творчества поэта. Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. Смерть Сталина и расстрел Лаврентия Берии давали надежды на близкие перемены к лучшему. Пастернак надеялся, что роман увидит свет на родине. Но, в конце концов, не принятый журналами, Госиздатом, “Доктор Живаго” издается в Италии, а затем и в других европейских странах и в США.

Роман вызвал широкий резонанс на Западе; вновь, уже в восьмой раз с 1946 года, заговорили о выдвижении Пастернака на Нобелевскую премию. 23 октября 1958 года секретарь Нобелевского фонда телеграммой сообщил Пастернаку о присуждении премии и пригласил в Стокгольм на официальную церемонию вручения. Обоснование решения Шведской академии звучало так: “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”. В ответ Пастернак послал телеграмму с благодарностью: “Бесконечно признателен, тронут, горд, удивлен, смущен”. Однако уже на следующий день прежний друг и сосед по даче К. Федин пришел к Пастернаку с официальным указанием во избежание неприятностей отказаться от высокой награды. Поэт ультиматума не принял. Вечером того же дня ему была вручена повестка на заседание правления Союза писателей, на котором должен был рассматриваться вопрос “О действиях члена СП СССР Б. Л. Пастернака, не совместимых со званием советского писателя”. В газетах началось открытое шельмование автора “Доктора Живаго”. В октябре Пастернак послал телеграмму в адрес Нобелевского комитета с отказом от премии. В этом отказе слились воедино тяжелое душевное состояние поэта, преданного многими небезразличными ему людьми, страх за близких, наконец, слухи о том, что ему будет предложено покинуть пределы родины. Однако шквал оскорблений и угроз не прекращался. Джавахарлал Неру лично обратился к Хрущеву с просьбой оградить Пастернака от нападок, дать гарантии его безопасности. Только после этого такие гарантии были получены, и травля несколько поутихла. Серьезную моральную поддержку оказывали и письма, приходившие из разных уголков родной страны и всего мира. Новый скандал разразился, когда в эмигрантской газете “Новое за рубежом” тем временем поднялась волна поддержки опального поэта: крупнейшие художники мира выступили в защиту автора. Пастернак был вынужден на время покинуть Переделкино. В феврале 1959 года он улетел в Тбилиси. Однако по возвращении домой в середине марта его вызвали к генеральному прокурору, где поэту было предъявлено обвинение в государственной измене и запрещено любое общение с иностранцами.

Финансовые затруднения заставили Пастернака обратиться к властям с просьбой получить из-за границы хоть небольшую часть гонорара за свои произведения, причем он выразил готовность 10 тысяч долларов перечислить Литературному фонду. Однако в ответ было выдвинуто требование все средства перевести в Москву на счет Всемирного совета мира – пропагандистской организации, ведущей свою деятельность за рубежом. Замкнутая жизнь поэта несколько успокоила власти. К нему стали поступать задолженные гонорары, был подписан договор с издательством на перевод мистерии Кальдерона “Стойкий принц”, на театральные афиши вернулось имя переводчика. В конце января 1959 года были дописаны заключительные стихотворения книги “Когда разгуляется”, впрочем, надежд на публикацию почти не было.

Весной 1960 года смертельная болезнь приковала Б. Пастернака к постели: она началась еще зимой с болей в спине, кардиограмма показала инфаркт, а дальнейшие анализы подтвердили и еще один диагноз – рак легких. Поэт стоически принял это известие, будучи уже внутренне к нему готовым: чувство исполненного долга, доверия к жизни и поддержка близких людей помогали ему мужественно переносить физические и душевные муки. 30 мая 1960 года Б. Л. Пастернака не стало.

Лишь 9 декабря 1989 году Нобелевская премия будет вручена в Стокгольме Евгению Борисовичу Пастернаку, старшему сыну поэта, и только за год до этого в России впервые напечатали сам роман “Доктор Живаго”.

 

Роман «Доктор Живаго»

Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Он сын разорившегося миллионера, покончившегося с собой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди, который был человеком "свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного... у него было дворянское чувство равенства со всем живущим"... Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа. Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом.

Первая мировая война преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война "была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий". Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Несколько лет прожил после гражданской войны и Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые подошли прекрасно, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь "словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих".

Роман Б.Пастернака -это книга и о высокой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Потом угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовью - Ларой.

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не "праздник угнетенных", а тяжелая и кровавая полоса в истории нашей страны. Критически вглядываясь в происходящее, Живаго видит, что революционным переменам сопутствует пренебрежение духовными ценностями человека во имя материального равенства, растет владычество фразы, утрачивается вера в собственное мнение.

В «Докторе Живаго» Пастернак взглянул на события гражданской войны с позиции «неприсоединившегося» интеллигента. «… революция там изображается вовсе не как торт с кремом. Почему – то ее принято изображать как торт с кремом…» - это из слов автора о своем романе. Революция, гражданская война развязала «звериные инстинкты», «общипала догола государство». Пренебрежение законностью, культ насилия, моральное одичание – все это идет оттуда.

У Пастернака одна из центральных проблем романа – незащищенность творческой личности, проблема свободолюбивой, ответственной личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.

Критически вглядываясь в происходящее, Живаго видит, что революционным переменам сопутствует пренебрежение духовными ценностями человека во имя материального равенства, растет владычество фразы, утрачивается вера в собственное мнение.

Герои романа испытываются огнем русской революции, которую Пастернак считал поворотным событием в судьбах XX века. Они занимают по отношению к ней разные позиции – и в зависимости от занятой позиции складываются их судьбы. Путь, который выбрал Живаго, не сулит побед в финале, не избавляет от ошибок, но только этот путь достоин человека – художника, человека – поэта. Юрий остается самим собой. За это, словно в восполнении реальной биографии, ему и дается возможность прожить свою идеальную судьбу в биографии духовной, воплощением которой становится тетрадь его стихотворений. Именно она завершает роман. В стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе — это его духовная биография.