Основные темы

1 Тема детства

Жизнь ребенка, по Цветаевой, необычайно наполнена и динамична. Каждый её миг открывает маленькому человеку новые для него истины, обогащает опытом. Дети противостоят собственным слабостям, малодушию. Дети чувствуют кровную связь с миром, сознание собственности, значимости, переполняет их, они открыватели всего, что их окружает. Радость познания природы мира.

Например, «В зале»

2 Тема дома

Атмосфера родного дома во многом определила суть натуры Цветаевой. Понятие дом - особый уклад жизни. Героиня воспринимает дом, как живое существо, преданное, понимающее. Дом хранит в себе все – и секреты детства, и отважные мечты. Музыка юности не только прощание, но и благодарность дому за все. Предчувствие – судьба любящего дома будет трагической (не уцелел в годы революции)

Например, « Наша зала» , «Прости»

3 Тема матери (не только стихи, но и проза)

Музыка тождественна голосу матери, мать научила детей сопереживать, чувствовать боль свою и чужую, сумела отвратить от лжи и фальши, даровать раннюю мудрость. «Всем самым лучшим в себе я обязана матери». Боль ранней ей потери сопровождала всю жизнь.

Например, «Мама»

4 Тема Москвы

Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.
В ранних стихотворениях – Москва воплощение гармонии (например, «Домики старой Москвы»). Москва - символ минувшего. Передаются древние времена. Облик Москвы светел. Гармония города и героя не нарушена. Меняется жизнь, меняется восприятие города. Москва- средоточие всех путей, сердце России.(цикл «Стихи о Москве»).

Скоро Москва предстанет разоренная, страдающая, потерявшая многих сыновей (цикл «Лебединый стан»). Тема Москвы связана с темой пути, путешествия, открытия. Москва дает ощущение пространства распахивает дали. Москва врачует душу. Активно использует цвета, для Москвы – красный в сочетании с золотым , синим. (красный- с древности связан с красотой, любовью).

5. Тема души

Героиня Цветаева устремляется навстречу неизведанному. Она мечтает реализоваться. Размышления о смерти, уходе из жизни Цветаевой связаны с жизнелюбием героини. И после земной жизни душа героини как бы созерцает оставленный ею мир, напоминающий, что она «тоже была ».

Героиня Цветаевой не приемлет безразличия и безучасности. («Уж сколько их упало в эту бездну »).

6. Тема бессонности

Одна из ключевых. Бессонность - неотъемлемая составляющая ей духовной жизни. В философском смысле бессонность - «растревоженность » духа, не знающего безразличия, апатии сна, это вечный вызов всему неподвижному, застывшему в своем развитии (цикл «Бессоница»). Бессонница позволяет героине уйти в свой, особый мир, отрешиться от обыденности, остаться наедине с собой, откинув суетность дня. Она помогает героине обрести новый взгляд на бытие, обязывает героиню быть личностью. Это способ не только жизненного, но и творческого существования.

7. Тема любви

Вне любви у Цветаевой - это вне жизни.

Предчувствие любви, ожидание её, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки. Любовь может быть трепетна, но может безоглядна, стихийна. Она всегда внутренне драматична. В любви утверждается право на поступок восхищение, любование любимым. Истинное чувство живет не только в глубине души, но и пронизывает весь окружающий мир. Движение одного человеческого сердца к другому- естественная часть бытия. Чувства обладают огромной силой. Любовная лирика открывает нам душу не только мятежную, своевольную, но и незащищенную ранимую, жаждущую понимания. ( «С вызовом ношу его кольцо»)

8. Тема Родины

Жизнелюбие Марины воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. «Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть Россию – может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью». С течением времени понятие «Родина» для нее наполняется новым содержанием. Тоска по России (в эмиграции), сказывается в таких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон», «О неподатливый язык ...», сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, - о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии. Русь для Цветаевой - достояние предков, Россия - не более как горестное воспоминание «отцов», которые потеряли родину, и у которых нет надежды обрести ее вновь, а «детям» остается один путь - домой, на единственную родину, в СССР.

9. Тема творчества

Творчество – нравственная опора, созидательный акт, противостоящий бегу времени и, небытию. Труд поэта – служение, исполненное высочайшего смысла, озаренное божеством огней. Поэт противостоит миру косности, духовного мещанства. В поэте дорога преданность своему мастерству, призванию. Творчество – напряженная внутри борьба. В поэте черты воина, защитника, стоящего на страже подлинных ценностей (цикл «Двое» о назначении поэзии).

10. Посвящения поэтам

Писала стихи к Блоку, Ахматовой, Пушкину и др.

Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «старинному ремеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соратниками своими, вернее - себя ощущала собратом и соратником их, и о каждом считала себя вправе сказать, как о Пушкине: «Перья навостроты знаю, как чинил: пальцы не присохли от его чернил!».