Поиск информации в сети Internet

Существует мнение, что в сети Интернет есть всё или почти всё. Однако этим богатством надо ещё уметь воспользоваться, что представляет собой задачу нетривиальную. Во-первых, объём данных, размещённых в сети, очень велик, а сама эта информация практически никак не структуирована. Во-вторых, Интернет очень изменчив: ежедневно в нём появляются новые данные – страницы или целые сайты, что-то исчезает, а часть ресурсов меняет адрес. Наконец сетевые публикации в целом отличаются меньшей достоверностью, чем публикации бумажные, так что информацию, размещённую в сети, нужно ещё каким-то образом оценить или проверить. Всё это затрудняет задачу поиска и превращает выбор поисковой стратегии в сложную проблему, не имеющую общего решения. Тем не менее, оказывается вполне возможным выработать некоторые принципы поиска.

Стратегия поиска:

Первое, что нужно сделать, приступая к поиску данных в Интернет, особенно в сложном случае, - это определить цель поиска. Очень полезно ответить для себя на следующие вопросы:

ü Хотите ли Вы составить общее представление о вопросе или найти какую-то специальную информацию по данной теме

ü известны ли Вам адреса ресурсов сети, с которых можно начать поиск

ü что вы уже знаете о проблеме, информацию о которой ищете

ü можете ли Вы предположить, с каких ключевых слов имеет смысл начать поиск

ü сколько времени Вы готовы потратить на поиск нужных данных

От того, как именно поставлена задача, во многом зависит и стратегия поисковой деятельности, и выбор соответствующих поисковых средств.

 

В сети существует огромное количество Web-страниц, содержащих всевозможную информацию, которая может пригодиться для решения различных задач, возникающих каждый день. Задача поиска необходимой информации была бы практически невыполнимой, если бы не специальные поисковые службы, позволяющие выполнять поиск по заданным пользователем вопросам.

Согласно принципам работы поисковых систем их можно условно разделить на две группы:

ü автоматические индексы

ü тематические каталоги

На серверах служб, которые можно отнести к автоматическим индексам, есть специальные программы (их называют роботами или пауками), которые собирают всю попадающуюся информацию в Web и возвращает на свой сервер сведения обо всех обнаружен-ных страницах. Таким образом поисковая служба представляет собой автоматизированную систему сбора, хранения и индексиро-вания (сортировки) информации о различных Web – ресурсах сети Интернет. Из накопленных сведений формируются специальные базы данных, используемые для реализации процессов поиска. Пользователь может найти интересующую информацию путём создания поискового запроса, состоящего из перечня слов, которые должны присутствовать на Web – странице. Использование логи-ческих операторов позволяет конкретизировать запрос, обеспечив, таким образом, большую эффективность. Слова, приведённые в запросе, будут разыскиваться в базах поисковой системы. Результатом выполнения запроса является перечень ссылок на Web – страницы, рядом с которыми присутствуют заданные текстовые фрагменты. Наиболее популярные поисковые службы:

§ http://www.yandex.ru - Яндекс

§ http://www.aport.ru - Апорт

§ http://www.rambler.ru - Рамблер

Кроме общих поисковых средств существует и большое число тематических указателей ресурсов и поисковых машин. Если есть необходимость воспользоваться другими поисковыми средствами, их можно найти в уже указанных каталогах в разделах «Интернет», «Поисковые системы». Кроме того крупные тематические сайты и порталы также содержат каталоги Интернет – ресурсов и часто снабжены системами поиска.

Методы поиска:

 

1. поиск по ссылкам. Сайты в интернет связаны между собой посредством гиперссылок.Этот методпоиска является довольно трудоёмким, однако часто приносит хорошие результаты. Даже при использовании других методов поиска имеет смысл посмотреть, нет ли на найденном сайте раздела ссылок (ресурсы, другие сайты, Links и т.д.). Часто в таком разделе можно найти адреса ещё нескольких ресурсов, тематически связанных с данным, с комментариями автора или ведущего сайта.

2. поиск по тематике. Этот вид поиска применяется, как правило, в тех случаях, когда известно лишь направление поиска (музыка, образование …) и нужно составить общее представление об имеющихся ресурсах на заданную тему. В таком случае можно воспользоваться каталогами ресурсов и тематическими подборками поисковых сайтов.

3. поиск по ключевым словам при помощи поисковых машин. Этот вид поиска является самым гибким и мощным и позволяет искать в Сети информацию, посвящённую самой разнообразной, в том числе узкоспециальной, тематике. В то же время выбор ключевых слов, позволяющих быстро найти именно то, что нужно, достаточно сложен.

4. поиск по ключевым словам можно выполнять также с помощью метапоисковой системы. Метапоисковые системы передают один запрос нескольким поисковым системам, позволяя одновременно искать информацию в нескольких базах данных. К сожалению, в этом случае оказывается затруднительным воспользоваться дополнительными возможностями поиска, представляемыми каждой из отдельных поисковых систем. В качестве примера можно привести метапоисковую систему, расположенную по адресу http:/www.find.ru