Манипулирование у животных
III. Уровни мнемической функции
Необходимость рассматривать функцию памяти как многоуровневый процесс становится очевидной, когда мы обращаемся к анализу отдельных психических функций, их развития как в филогенезе, так и в онтогенезе.
Была сделана попытка определить уровни мнемической функции в эволюционном плане. При этом, было обнаружено, что различные типы и формы памяти представляют собой уровни мнемической функции, которые возникают на определенных стадиях эволюции от низших к высшим организмам.
Выделяют 7 последовательных уровней, которые составляют 3 ступени.
Вид памяти | Уровень | Характеристика |
Видовая память | Генетический | Биохимические реакции (наследственная информация закодирована с помощью молекулярной организации ДНК) |
Индивидуальная память | Морфологический | Привыкание – краткое сохранение, запоминание следов Таксисы. Обратная сторона запоминания – забывание: исчезновение или прекращение биологической реакции на уровне популяции |
Нейрональный - возникает с появлением многоклеточных организмов, развитие которых связано с возникновением н.с. | Условные связи, навыки Безусловные рефлексы | |
Нейропсихический – существенной увеличение возможностей памяти, механизмы обеспечения функции памяти становятся более совершенными | Условные рефлексы Безусловные рефлексы, инстинкты | |
Нейропсихический высшего порядка (ассоциации). Возникает такое свойство памяти как передача опыта | Условные рефлексы второго и высшего порядков Безусловные рефлексы, инстинкты | |
Социальная память: сигналы | Стадно-биологический | Подражание (способность к подражанию является врожденной, но конкретное подражание носит характер индивидуального приспособления Безусловные рефлексы, инстинкты |
Знаки | Общественно-исторический - коллективный тип памяти | Речевое подражание Безусловные рефлексы, инстинкты |
1. Манипулирование (по К.Фабри) – это «активное обращение с различными предметами или преимущественном участии передних, реже – задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота (у слона), хватательного хвоста у широконосых обезьян, щупалец (у головоногих моллюсков), клешней (у раков) и т.д.»
Манипуляционная активность животного проявляется, прежде всего, в гнездостроительной и пищедобывательной активности. В этих процессах животное активно взаимодействует с различными компонентами среды, получает информацию о внешней среде; происходит совершенствование двигательных реакций животного.
Манипулирование – высшая форма ориентировочно-исследовательской деятельности животных. В полной мере она проявляется у животного в позднем постнатальном периоде онтогенеза, однако сроки начала манипулирования и его формы зависят от вида животного. Большое значение при этом имеет степень зрелорождения животного.
В раннем постнатальном периоде манипулирование развивается лишь в самой простой форме, особенно если животное относится к незрелорождающимся. Например, щенки до начала работы органов зрения и слуха все время проводят во сне или в поисках соска и сосания. Их первые движении носят манипуляционный характер: они ползают, кусают родителей и своих собратьев, совершают недостаточно четкие движения захвата ртом соска и т.д. По наблюдением зоопсихога Н.Н. Мешковой, у лисенка раньше развивается манипуляционная активность челюстей, а позднее формируется двигательная активность передних конечностей. Таким образом, отчетливо проявляются взаимоотношения между различными органами, которые могут друг друга «подменять».
Основное направление манипуляционной активности незрелорождающегося детеныша в раннем постнатальном периоде – тело матери. Братья и сестры воспринимаются детенышем пассивно, являясь для него в этот период биологически нейтральными.
Таким образом, познавательное значение манипулирования в раннем постнатальном периоде у незрелорождающихся детенышей невелико. У зрелорождающихся животных органы зрения и слуха функционируют с первых часов жизни. Это позволяет им активно взаимодействовать со средой.