Тема 2.1. Особенности эпохи Возрождения. Возрождение в Англии. Английский театр эпохи Возрождения. Предшественники, современники и продолжатели Шекспира

Понятие искусства. Классификация видов искусства. Специфика и особенности художественного языка пространственных искусств.

ОЛИГОПОЛИЯ

Монополистическая конкуренция.

  1. Число предприятий – большое, но оно в несколько раз меньше числа предприятий, действующих в целях чистой конкуренции. Как правило это от 20 до 100 предприятий. Число фирм является определяющим для формирования цены на товары, следовательно
  2. Контроль над ценой каждой фирмы небольшой, тайный сговор между фирмами (по поводу цены и объема продаж) затруднен.
  3. Товар на рынке диверсифицирован (разнообразен), но каждый данный продукт может иметь заменитель (товар конкурента)
  4. Вступление в отрасль осуществляется достаточно легко, препятствием может служить только наличие финансового капитала.
  5. Существует ценовая и не ценовая конкуренция. Как правило они сопутствуют друг другу.

Наиболее часто монополистическая конкуренция встречается в розничной торговле, легкой промышленности.

 

  1. Число фирм от 2 лдо 20, когда 2 фирмы на рынке – дуополия.
  2. Продукты выпускаемые в условиях олигополии могут быть и однородными и диверсифицированными.
  3. Степень контроля над ценой – высока и может осуществляться в нескольких видах:
  • Следование – одна фирма меняет цену, остальные за ней следуют.
  • Тайный сговор – несколько фирм договариваются о цене на товар и о разделе рынка.
  • Лидерство – обычно существует ситуация, когда на рынке олигополии есть одна крупная фирма, которая устанавливает цены на товар, а остальные более менее придерживаются этой цены.
  1. Ограничено вступление в отрасль:

· Контролем над ценой

· Владением капитала, научными разработками

· Стартовый капитал должен быть не больше чем у других фирм

  1. Ведется согласованная деятельность в области ценовой конкуренции, но эта деятельность сочетается с неценовой.

Олигополия охватывает производство важнейших металлов, машиностроение, электротехническая промышленность.

 

 

Искусство - одна из форм духовной культуры человечества, которая воспроизводит действительность в художественно-образной форме и оценивает её по критериям красоты, эстетики. Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности.

Классификация видов искусств(появилась с конца 18 века):

1) Пространственные искусства (статическими или предметными, воспринимаются зрением) - живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. (Также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени).

ПИ делятся на: изобразительные и неизобразительные.

* Изобразительные - живопись, скульптура, графика, фотоискусство, которые воспроизводят визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство).

* Неизобразительные - архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.

 

2) Временные искусства (динамические или процессуальные, воспринимаются слухом) – музыка и художественная литература.

3) Пространственно-временные искусства (синтетические, т.е. непосредственно существующие одновременно в пространстве и во времени; объединяют в себе предметность и процессуальность; воспринимаются зрением и слухом) – театр, танец, кино, цирк, видеоискусство, телеискусство, радиоискусство.

4) Компьютерные искусства – компьютерная графика, музыка, анимация.

Виды искусства отличаются друг от друга предметом изображения и использованием различных изобразительных средств.

Художественная литература – вид искусства, эстетически осваивающий мир в художественном слове, искусство слова.

Слово «литература» как термин может означать также любое произведение человеческой мысли, закреплённое в письменной форме и обладающее общественным значением. Существует техническая, научная, эпистолярная, справочная, техническая, публицистическая, мемуарная литература и т.д.

Другие виды искусства: театр, музыка, живопись и графика, скульптура, хореография, архитектура, цирк, художественная фотография, киноискусство, телевидение, прикладное искусство, декоративное искусство.

В западных эстетических воззрениях к видам искусства порой относят и другие виды человеческой деятельности, связанные с созданием вещей не только полезных, но и красивых. Среди них: косметика, парфюмерия, кулинария, виноделие, пластическая хирургия, гончарное, столярное ремесло, татуировка. Всего таких видов деятельности насчитывают около 400.

Одной из существенных черт искусства является его синтетичность – способность целостно отражать жизнь во взаимосвязи всех его сторон. Но вместе с тем искусство может отражать жизнь и в качестве индивидуального, единичного явления.

Искусства, и среди них художественная литература, обладают рядом общественных функций.

Познавательная – позволяет познавать мир с особой выразительностью и глубиной.

Информационная – искусство несёт определённую информацию, но дополнительно эмоционально насыщенную, оригинальную по форме подачи, ценностную эстетически.

Воспитательная – участие в формировании личности, воздействии на нравственность, мировоззрение человека.

Эстетическая – способность формировать художественные вкусы, нравственные ценности, пробуждать творческие возможности личности.

Гедонистическая – способность доставлять наслаждение, радость приобщения к возвышенному.

Коммуникативная – художественное общение автора и рецепиента позволяет обмениваться мыслями, приобщаться к чужому опыту, даже далеко отстоящему от него географически и исторически.

Преобразующая – искусство может стимулировать общественную активность личности, желание преобразовывать мир.

Компенсаторная (утешительная) – искусство позволяет читателю в сопереживании его героем найти отзвук своим чувствам и настроениям.

Функция предвосхищения – писатели-гении способны опережать время, видеть те тенденции развития общества, которые ещё только едва наметились. Так, Достоевский предвидел негативные последствия деятельности революционеров в романе «Бесы». Фантасты предвосхищают некоторые технические достижения, моделируют возможные пути развития цивилизации.

Художественная литература существенно отличается от других видов искусств своим специфическим средством создания образности. Слово, в отличие от других изобразительных средств, обладает социальным содержанием, оно образно, ассоциативно и эмоционально нагружено порой даже вне контекста. Слово многозначно, пластично, оно опирается на жизненный опыт личности.

Литература тем не менее не стоит особняком среди других видов искусств, наоборот, она тесно взаимодействует со многими из них. Прежде всего, это относится к театру, которому служит один из литературных родов –драма. Пьесы, которые пишут драматурги, предназначены для постановки в театре. Для оперных театров пишутся либретто, для эстрады – песни, для кино и телевидения – сценарии, для цирка – репризы клоунов. Живопись помогает литературе там, где не хватает зрительных образов, она выступает в книге в качестве иллюстрации. В свою очередь на литературные сюжеты создаются картины, скульптуры, кино- и телефильмы, оперы и балеты, музыкальные пьесы и даже цирковые представления. Слово может пояснять, дополнять сюжет живописного полотна, скульптурной композиции, художественной фотографии.

Такая взаимосвязь уходит своими корнями в историю искусств, в те времена, когда они имели синкретический характер. Синкретизм – неделимое единство разных видов творчества, – существовал на ранней стадии развития человеческого общества. Это было связано с фантастическими представлениями первобытных племён о мире, в котором они жили, с антропоморфизмом в осознании природных явлений – одушевлением сил природы, уподоблением их человеку. Это выразилось в первобытной магии – представлении о способах воздействия на природу, попытках сделать так, чтобы она благоприятствовала жизни человека, его поступкам. Магия была отражением веры в то, что определённые явления в природе и человеческой жизни можно вызвать путём их имитации. Одним из первых проявлений магии был тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлениями о родстве между родами и определённым видами животных или растений. Первобытные люди рисовали на стенах пещер зверей, вырезали их из дерева или камня, делали их своими заступниками, а чтобы задобрить их, танцевали и пели под звуки первых музыкальных инструментов. Так родились живопись и скульптура, пантомима и музыка, художественное слово.

Постепенно обряды становились разнообразнее, люди стали совершать ритуальные действия не только перед своими тотемами, но и собираясь на охоту, перед приходом весны, сбором урожая, а также перед войнами, в связи с рождением, бракосочетанием и смертью. Появились уже не только обрядовые, но и обычные лирические песни, а также другие не связанные с обрядностью жанры – сказки, позднее – легенды. Так стал развиваться фольклор – устное народное творчество.

Фольклор термин "фольклор" (от английского слова folklore – народная мудрость) – распространенное в международной научной терминологии название народного творчества. Этот термин впервые был введен в 1846 г. английским археологом У.Дж. Томсом. Как официальное научное онятие впервые принят английским фольклорным обществом (Folklore Society), основанным в 1878 г. В 1880 – 1990 гг. термин входит в научный обиход во многих странах мира,в том числе и в России.

Фольклор – это устная форма бытования художественного слова. Народ ещё на ранней стадии своего развития овладел образным строем языка, научился типизировать явления жизни.

Фольклор, как и художественная литература, развивался в различных формах. Он также классифицируется по родам и жанрам.

Народный эпос – легенды, сказки, басни, пословицы и поговорки, анекдоты.

Народная лирика – обрядовая лирика, песни, баллады, частушки, романсы.

Народная драма – кукольный театр, сценки.

Основные признаки, отличающие фольклор от художественной литературы: бытование в устной форме, анонимность, вариантность, краткость.

Основными признаками фольклора, выделяемыми различными исследователями, являются его синкретизм, вариативность, изустность передачи, импровизационность, коллективность творческого процесса, традиционность и полиэлиментность. Синкретизм характеризует взаимосвязь, целостность внутренних компонентов и свойств фольклора. Эту особенность мы рассмотрим в другом разделе работы. Вариативностьможно рассматривать как изменяемость художественных произведений, их неповторяемость при исполнении или иной форме воспроизведения. Каждый автор или исполнитель дополнял традиционные образы или произведения собственным прочтением или видением. Подлинный народный художник никогда не повторяется, не создает двух абсолютно одинаковых произведений. Изустность передачи фольклорного материала проявляется в бесписьменности форм передачи фольклорной информации. Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника к слушателю и зрителю, от мастера к ученику. В музыкальном творчестве очень характерны передача и заимствование художественного материала по слуху, "с рук", без использования письменных руководств, пособий и т.п. Импровизационность – это особенность фольклорного творчества. Каждое новое исполнение произведения обогащается новыми элементами (текстовыми,мелодическими, ритмическими, динамическими, гармоническими и т.д.), которые ривносит исполнитель. Причем эти изменения носят спонтанный, ситуативный характер. Любой исполнитель постоянно вносит в известное произведение свой собственный материал, что способствует постоянному развитию, изменению произведения, в ходе которого выкристаллизовывается эталонный художественный образ. Тем самым фольклорное произведение становится результатом многолетнего коллективного творчества. Фольклор полиэлементен, поскольку очевидны его внутреннее многообразие и многочисленные взаимосвязи художественного, культурно-исторического и социально-культурного характера. Исследованием фольклора целенаправленно занимается специальная наука – фольклористика. В разное время она воспринималась как часть этнографии, отрасль литературоведения, музыкознания, отдел истории культуры, вспомогательная дисциплина социологии, социальной психологии (психологии народов), антропологии. Обособлению фольклористики предшествовал длительный процесс ее становления в сфере названных наук.

Художественная литература выросла из фольклора и до сих пор связана с ним. Она использует фольклорные сюжеты и образы, приёмы, развивает дальше некоторые родившиеся в фольклоре жанры. Несмотря на существование письменности и возможность записи устных рассказов, фольклор продолжает существовать. Он в свою очередь также заимствует из художественной литературы образы, персонажей, видоизменяет авторские тексты. В определённых случаях авторские стихи, афористичные строки становятся анонимными, имя автора забывается.

 

В понятии «Возрождение (Ренессанс)» отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества. Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями). К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирование больших государств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Возникает новый культурный идеал — «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности. Великие географические открытия, путешествия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана, Дрейка за короткий исторический срок полностью меняют представления европейцев о масштабах Земли. Открытие прямой перспективы в живописи связано с этим процессом: на смену вертикальной концепции мира приходит горизонтальная концепция, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям.

Гуманизм. В 14в. в Италии складывается идеология Ренессанса – гуманизм. Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»).

Такое прославление человека имело и свою оборотную сторону, о которой подробно, с большим количеством примеров писал А. Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения». Появление плеяды гениев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, свободой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, и варварством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ренессансного титанизма можно судить по знаменитой книге итальянского гуманиста Николо Макиавелли (1469— 1527) «Государь» (1513, опубл. 1532), рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии. Ренессансный макиавеллизм с поразительной силой воплотил У. Шекспир в образе короля-злодея Ричарда III.

Периодизация эпохи Возрождения. Типологический подход позволил академику Н. И. Конраду выделить эпоху Возрождения в Китае, отнеся его к 9—11 вв.; А. Ф. Лосев говорит о Возрождении в Грузии Х в. и т.д. Но традиционно Возрождение связывают с европейской культурой, и хотя в разных странах оно относится разному времени, удобно воспользоваться схематичной периодизацией итальянского Возрождения, самого раннего и одновременно базового для европейского Ренессанса в целом: 14 в. — Раннее Возрождение, 15 в. — Высокое Возрождение, 16 в. — Позднее Возрождение.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ: Франческо Петрарка (1304— 1374) — первый европейский гуманист, родоначальник новой европейской поэзии. Персональная модель Петрарки породила такое влиятельное явление, как петраркизм. «Книга песен» - любовь к Лауре (1342-1374).

Джованни Боккаччо (1313-1375) – основоположник психологизма в европейской литературе. Персональная модель Боккаччо – жанр новеллы («Декамерон» и повесть «Фьяметта»).

Возрождение во Франции: Франсуа Рабле (1494-1553) – «Гаргантюа и Пантагрюэль», роман.

Возрождение в испанской литературе достигает своей вершины и одновременно завершается в творчестве Сервантеса.