Оснащённости.

Основные средства – это орудия труда, используемые в процессе производства в течение длительного периода, не менее одного года. Увеличение основных средств происходит за счёт капитальных вложений на их приобретение, переоценки или капитального строительства. Стоимость основных средств постепенно включается в издержки производства в форме амортизационных отчислений.

Для процесса производства также необходимы и оборотные средства – предметы труда (сырьё, материалы, топливо, электроэнергия и др.), стоимость которых за один производственный цикл целиком переносится на продукцию в виде затрат на материалы и топливо. В отличие от основных средств, которые сохраняют свою материальную форму и потребительную стоимость, оборотные средства меняют свою первоначальную натуральную форму или вовсе исчезают.

Железнодорожный транспорт является одной из самых капиталоёмких отраслей народного хозяйства.

Основными средствами называются средства производственного и непроизводственного назначения, используемые в своей натуральной форме на протяжении ряда лет (многих производственных циклов), стоимость которых по мере износа включается в стоимость продукции или услуг в виде амортизационных отчислений. Повышение удельного веса амортизационных отчислений в стоимости продукции означает рост технической вооружённости производства и приводит к повышению производительности труда и, как следствие, снижению себестоимости продукции.

Наряду с основными фондами в процессе производства участвуют и оборотные средства, которые используются в течение одного года или одного производственного цикла, а их стоимость полностью переносится на стоимость продукции. Таким образом, в отличие от оборотных средств к основным фондам относятся средства, единица стоимости которых больше 10000 рублей и срок службы больше одного года.

Объектомстатистики основных фондов являются основные средства железнодорожного транспорта в натуральном и стоимостном выражении.

Единицей наблюдения является физическая единица конкретного вида основных средств, единицей измерения (счёта) – единицы наблюдения, метрические, условные и стоимостные.

Основными учётными признакамиявляются: вид основных средств, конструкционные параметры (мощность, осность, конструкционная скорость, масса и т.д.), даты постройки и ввода в эксплуатацию, стоимость.

Первоисточником учётадля отдельных видов основных средств (вагоны, локомотивы, путевые машины и др.) является технический паспорт, в котором показываются конструкционные параметры и эксплуатационная характеристика на момент постройки или ввода в эксплуатацию, стоимость, изменения за годы использования, инвентарный номер.

В то же время на основные средства, представляющие собой объединение разнородных средств, технические паспорта составляются на основе ряда других первичных документов.

Методы учёта. Размер и состав основных средств учитывается одновременной их регистрацией (инвентаризацией) или путём непрерывного (текущего) учёта. При текущем учёте основные средства учитываются по действовавшим на период выпуска или ввода в эксплуатацию ценам. Это не даёт правильной оценки наличия основных средств на определённый период времени. Поэтому ежегодно на конец года при составлении годового баланса все предприятия проводят инвентаризацию основных средств. Она позволяет произвести проверку бухгалтерских записей с фактическим наличием и изменениями основных средств в течение года.

Кроме того, через 10-15 лет по решению правительства проводится генеральная инвентаризация основных средств. Её задачами являются выявление действующих и бездействующих основных фондов, их действительной современной стоимости, технического состояния и износа. Результаты инвентаризации сопоставляются с бухгалтерскими документами, являются базой для переоценки стоимости основных средств и расчёта амортизационных отчислений.

Классификация. Признакигруппировки основных фондов:

по назначению – производственные и непроизводственные. К производственным относятся основные фонды, используемые непосредственно в производственном процессе, к непроизводственным – не участвующие непосредственно в процессе производства;

по степени участия в производственном процессе – действующие и недействующие. К действующим относятся фонды, находящиеся в эксплуатации, к недействующим – в запасе, на консервации и т.д.

по характеру участия – активные и пассивные. К активным – непосредственно воздействующие на предмет труда – это локомотивы, вагоны, силовые машины, станки, оборудование и др., пассивным – производственные здания, сооружения, линии электропередач, железнодорожный путь и др.;

по принадлежности – собственные и арендованные (краткосрочно и долгосрочно). Собственные основные средства учитываются на балансе предприятия, к которому они прикреплены, а арендованные учитываются за балансом.

В основных производственных фондах выделяются следующие группы:

I. Здания – производственные и служебные здания локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, сигнализации и связи и т.д. (5,3-6,0%);

II. Сооружения – путь со всеми его обустройствами и элементами, мосты, тоннели и т.д. (40,8-64,6%);

III. Передаточные устройства – устройства сигнализации и связи, линии электропередач и т.д.;

IV. Машины и оборудование – генераторы, паровые котлы и турбины, станки всех видов, опытные установки, оборудование мастерских (7,3-6,3%);

V. Транспортные средства – локомотивы, вагоны, автомобили и т.д. (46,1-22,8%);

VI. Инструмент;

VII. Производственный инвентарь и принадлежности;

VIII.Хозяйственный инвентарь;

IX. Рабочий и продуктивный скот;

X. Многолетние насаждении – деревья и кустарник, достигший определённой высоты для выполнения защитных функций;

XI. Капитальные затраты на улучшение земель;

XII. Прочие основные средства (0,5-0,3%).

 

Структура основных средств железнодорожного транспорта в силу специфики его деятельности значительно отличается от структуры основных средств других отраслей народного хозяйства.

Учёт основных средств на основе паспортов ведётся в натуральном выражении и самых разнообразных единицах измерения – штуках, комплектах, единицах веса, длины, площади, объёма. Однако для обобщения основных средств их учёт необходимо вести в денежном выражении. Стоимостное выражение основных средств называют основными фондами.

Учёт в стоимостной форме позволяет определять удельный вес основных средств железнодорожного транспорта в основных фондах всего народного хозяйства, структуру, степень износа и их использование. Например, годовой выпуск продукции на 1 тыс. руб. основных фондов, как в целом по сети , так и по дорогам, проводя их сопоставление. Кроме того, учёт основных средств в стоимостном виде вызывается необходимостью определения амортизационных отчислений, относящихся на издержки производства продукции и услуг.

 

Виды стоимости.

Учёт основных средств ведут как по полной первоначальной или восстановительной стоимости, так и с учётом их износа.

Первоначальная стоимость– это стоимость в ценах периода ввода их в эксплуатацию. При этом учитываются затраты не только на приобретение или сооружение объекта , но и монтаж, транспортировку, реконструкцию и модернизацию.

Восстановительная стоимость– это стоимость полного их воспроизводства на данный момент, т.е. в период генеральной инвентаризации.

При анализе динамики основных фондов за ряд лет необходимо соблюдать условия однородности и неизменности цен на протяжении всего ряда. Для этого используется индекс физического объёма основных фондов:

 

Iо.ф. = åР1 Сн / åР0 Сн ,

где Р1 , Р0 -объём отдельных групп основных средств в натуральном выражении за отчётный и базисный период;

Сн -неизменная цена различных объектов основных средств.

 

Учёт основных средств по первоначальной стоимости показывает величину капитальных вложений в основные фонды. Но для ряда аналитических задач недостаточно знать размер основных фондов по первоначальной стоимости. Необходимо учитывать и их износ, т.е. величину стоимости, перенесённую на издержки производства продукции, и остаточную стоимость.

Наиболее точный учёт износа может быть определён по фактическому состоянию основных средств с учётом их интенсивного или экстенсивного использования. При этом можно было бы определить величину ежегодного износа объекта в процентах к полной его стоимости (за вычетом остаточной стоимости). Но это очень трудоёмкая работа и она проводится применительно к отдельным средствам труда при условии их эксплуатации отличающихся от нормальных на основе фактических замеров (например прокат бандажей ведущих и сцепных колёс локомотивов) или экспертной оценки специалистов.

В действительности принимают, что основные средства изнашиваются равномерно в течение всего периода их использования, т.е. срока службы. При этом различают полный срок службы основных средств K , истекший n и оставшийся m .

Полным сроком службы считается период эксплуатации основных средств от момента их ввода до полного использования их потребительной стоимости. На его основе определяются ежегодные амортизационные отчисления.

Истекший срок службы – количество лет от момента ввода объекта в эксплуатацию до даты, на которую рассчитывают срок. Его называют рабочим возрастом основных средств.

Оставшийся срок службы – это срок, который объект может служить до утери своих потребительских свойств.

При нормальных условиях эксплуатации основных средств: K = n + m .

Техническую характеристику состояния отдельных объектов основных средств можно получить на основе сроков службы:

процент износа dи = (n / K)*100 и степень годности dg = (m / K) *100 .

Показатели износа и годности основных средств могут быть определены на основе стоимостных характеристик. Исходной базой для этого служат первоначальная Np или восстановительная Nv стоимость.

Стоимость износа единицы основных средств без учёта ликвидационной (Nk) стоимости в n-м году: En = (N / K)* n , с её учётом

 

En =((N- Nk) / K)*n = (N- Nk) n/ K

 

Остаточная стоимость Nn единицы основных средств без учёта и с учётом ликвидационной стоимости определяется соответственно: