Муниципального образования
Структура концепции комплексного социально-экономического развития
Для этих разделов характерно следующее содержание.
При анализе стартовых условий и оценке исходной социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна. Затем рассматривается роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.
При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:
♦ сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);
♦ полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).
На самом деле, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).
Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.
Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы:
♦ развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;
♦ формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;
♦ социальная политика;
♦ обустройство территории — градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;
♦ экологическая политика;
♦ развитие человеческого потенциала территории;
♦ совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.
Подпрограммы. В составе концепции или стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т. п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.
На основе общей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.
Механизм реализации концепции социально-экономического развития. В этом разделе должны быть рассмотрены:
♦ формы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии;
♦ источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т. д.);
♦ механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т. д.).
Порядок разработки концепции и стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования
Разработка концепции и стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования — сложная задача, требующая привлечения высококвалифицированных специалистов и использования соответствующей технологии. Основные ее этапы показаны на рис.