Федеральные целевые программы развития регионов
Формой непосредственного участия государства в регулировании развития регионов являются федеральные целевые программы развития регионов, финансируемые на долевых началах из федерального бюджета, особо важные инвестиционные проекты структурного характера, заказы на поставку продукции для общегосударственных нужд и др. Программы экономического и социального развития регионов выделяют приоритетные направления. В программы включаются меры государственной поддержки социально-экономического развития регионов.
Список Федеральных целевых программ Министерства регионального развития Российской Федерации
№ | Наименование | Цели | Стадия реализации |
1. | ВЦП «Приоритетные инвестиционные проекты развития общественной инфраструктуры» | Инфраструктурное обеспечение устойчивого экономического роста в геостратегически важных регионах и на остальной территории Российской Федерации, включая содействие развитию перерабатывающей промышленности и инновационных секторов экономики | Планируемая Минрегионом России программа |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года» | Устойчивое развитие экономики и реформирование социальной сферы Республики Татарстан и на этой основе поэтапное вхождение республики в единое бюджетное правовое пространство Российской Федерации | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года» | Обеспечение развития экономики и социальной сферы республики и на этой основе поэтапного вхождения Республики Башкортостан в единое бюджетное правовое пространство Российской Федерации | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» | Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики и создание условий для дальнейшего их развития | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2010 года» | Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран, а также благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения России и Европейского сообщества | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области(1994-2005 годы)» | Создание условий для устойчивого развития Курильских островов с учетом геостратегических интересов Российской Федерации; формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики и стимулирования реализации программ и проектов международного сотрудничества на территории Курильских островов; развитие социальной сферы и достижение экономических и социальных показателей, обеспечивающих стабильное развитие Курильских островов | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» | Создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (на 2002 — 2010 годы и до 2015 года)» | Сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации; уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году в 2 раза. | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» | Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Программа с учетом роли местного самоуправления в системе власти Российской Федерации, в экономической, социальной и политической системах российского общества призвана способствовать осуществлению государственной политики в области местного самоуправления, проведению реформы местного самоуправления | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» | Создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально-культурного развития, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения здоровья; воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера и комплексное развитие хозяйственно-экономической структуры в районах их проживания при сохранении экологического баланса; социальная реабилитация, национально-культурное развитие и повышение роли этих народов в экономических и социальных процессах; повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей; активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев (1997 — 2006 гг.)» | Обеспечение благоприятной перспективы для сохранения и развития этноса российских немцев в Российской Федерации | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Этнокультурное развитие регионов России в 2006 – 2008 гг.» | Осуществление государственной национальной политики и региональных стратегий этнокультурного развития регионов Российской Федерации | Реализующаяся программа | |
ФЦП «Сейсмобезопасность территории России» (2002-2010 годы) | Максимальное повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Российской Федерации, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов, населенных пунктов, транспортных, энергетических и иных объектов и магистралей к сильным землетрясениям | Реализующаяся программа | |
ВЦП «Создание институтов регионального развития (Федеральное агентство регионального развития и территориального планирования и его территориальные подразделения)» | Создание институциональной основы для ускоренного социально-экономического развития геостратегически важных регионов России и обеспечения вертикальной (по уровням власти) и горизонтальной (межрегиональной) интеграции решений органов власти в области экономической и социальной политики | Планируемая Минрегионом России программа | |
ВЦП «Мониторинг миграционных потоков и трансформации процесса расселения в Российской Федерации» | Определение и отслеживание основных миграционных потоков, их квалификационного и половозрастного состава, изменения структуры расселения | Планируемая Минрегионом России программа | |
ВЦП «Создание условий для свободного перемещения людей в геостратегически важные регионы России» | Сформировать ряд условий в геостратегически важных регионах РФ для поддержки притока населения | Реализующаяся программа | |
ВЦП «Исследование инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов Российской Федерации» | Определение потребности регионов Российской Федерации в инфраструктуре на среднесрочную перспективу в 8-10 лет | Планируемая Минрегионом России программа | |
ВЦП «Формирование единой системы мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации» | Проведение систематической оценки качества жизни населения в разрезе субъектов Российской Федерации, проведение систематической оценки качества государственного управления субъектами Российской Федерации; определение и мониторинг рисков социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, прежде всего в разрезе показателей качества жизни; формирование и внедрение в субъектах Российской Федерации регионального и муниципального стандарта открытости информации | Планируемая Минрегионом России программа | |
ВЦП «Формирование единой системы мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований и проведения муниципальной реформы» | Проведение систематической оценки хода реализации и эффективности реформы местного самоуправления; проведение систематической оценки социально-экономического положения муниципалитетов; формирование и внедрение в муниципальных образованиях стандарта открытости информации | Планируемая Минрегионом России программа | |
ВЦП «Мониторинг хода социально-экономических реформ и пороговых индикаторов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации» | Внедрение и поддержание системы мониторинга целевых ориентиров и пороговых индикаторов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации; формирование регионального разреза сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации | Планируемая Минрегионом России программа | |
ВЦП «Методическое и методологическое содействие внедрению элементов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс на уровне субъектов Российской Федерации. Обобщение и распространение лучшей практики» | Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, эффективной системы государственного управления в субъектах Российской Федерации. Программа призвана способствовать проведению реформы государственного управления на региональном уровне, оптимизации структуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сокращению расходов на государственное управление | Реализующаяся программа | |
ВЦП «Методическое и методологическое содействие внедрению на региональном уровне процедур общественной экспертизы и общественных консультаций при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления. Обобщение и распространение лучшей практики» | Формирование условий для повышения роли институтов гражданского общества в принятии решений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Программа призвана способствовать внедрению на региональном уровне процедур общественной экспертизы и общественных консультаций при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления | Планируемая Минрегионом России программа | |
Подпрограмма в составе ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда» | Обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания; ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году | Реализующаяся программа | |
Подпрограмма в составе ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» | Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения; привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг | Реализующаяся программа | |
Подпрограмма в составе ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса | Обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, прибывших до 1 января 2002 г . и постоянно проживающих в г. Байконур не менее 10 лет, зарегистрированных администрацией города в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине отсутствия у них жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами | Реализующаяся программа | |
Подпрограмма в составе ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы Подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы | Обеспечение жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы из указанных органов и учреждений, граждан, уволенных с военной службы (службы), граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц | Реализующаяся программа | |
Подпрограмма в составе ФЦП «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Энергоэффективность в сфере потребления» | Реализующаяся программа | ||
Подпрограмма ФЦП «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 – 2010 годы)» «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы» | Сохранение и восстановление градостроительного наследия, самобытной культуры, народных традиций российской провинции в условиях реформирования структуры управления хозяйством и становления рыночной экономики | Реализующаяся программа | |
Подпрограмма ФЦП «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 – 2010 годы)» «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга» | Возрождение г.Санкт-Петербурга как уникального центра мировой и национальной культуры | Реализующаяся программа |
Инициаторами разработки программ выступают, как правило, региональные власти. Они оценивают состояние региональной экономики, сопоставляют показатели с другими регионами, составляют реестры инвесторов. В настоящее время утверждено около 30 программ, но большая их часть финансируется не в полной мере.
Реализуются программы преодоления кризисов в депрессивных регионах, программы развития средних и малых городов.
Мерами политики в отношении кризисных территорий являются:
• структурная перестройка производственного комплекса;
• уменьшение зависимости от внерегиональных поставок, импорта с замещением собственным производством;
• перенесение налогового бремени с производства на социально избыточное потребление, на сверхприбыль;
• создание региональных инвестиционных и инновационных фондов;
• реконструкция предприятий.
Особый акцент делается на улучшение положения в малых и средних городах, которое положительно влияет на все население. Малые и средние города могут более эффективно использовать, прежде всего, собственные природные, трудовые и хозяйственные ресурсы. Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов предусматривает решение проблем развития 3066 городских поселений России с населением до 100—150 тыс. чел. и поселков городского типа с общей численностью около 45 млн чел.
Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
Региональная политика предусматривает также привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью.
При осуществлении правомочий собственника принадлежащих государству акций в уставных капиталах акционерных обществ (АО) и иных предприятий смешанной формы собственности в число представителей государства в органах управления указанных предприятий включаются должностные лица исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых данные предприятия размещаются. Проекты решений Правительства РФ о ликвидации федеральных государственных предприятий подлежат согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они размещаются.
Находящиеся в федеральной собственности и подлежащие продаже акции АО, образованных в процессе приватизации, передаются субъектам РФ. Стоимость указанных акций засчитывается как поступление средств от приватизации и расходы федерального бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджеты субъектов РФ средствам. Продажная цена акции не может быть меньше, чем цена соответствующих акций, складывающаяся на фондовом рынке. Используя механизм расчетов с бюджетами субъектов РФ федеральной собственностью, Правительство РФ погашает свои долги перед ними и снимает ответственность за реализацию пакетов государственных акций.