Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Административно-правовой статус гражданина России является сложной политико-правовой категорией и включает в себя совокупность разнообразных связей и отношений между государством и гражданином, урегулированных нормами административного права. Административно-правовой статус граждан в юридической литературе конструируется по-разному. А.П. Коренев в структуру административно-правового статуса включает «предоставление гражданам прав, свобод и возложение на них обязанностей в сфере управления, а также установление ответственности граждан перед государством», Д.М. Овсянко – «права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов». А. П. Алехин считает, что структура административно-правового статуса гражданина Российской Федерации включает: а) административную правосубъектность; б) систему прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) политические и социально-экономические гарантии; г) исполнение возложенных на граждан обязанностей.

С учетом анализа различных точек зрения можно сказать, что административно-правовой статус гражданина Российской Федерации состоит из следующих структурных элементов: гражданство; административная правоспособность и административная дееспособность; права, свободы и обязанности граждан; юридические запреты и ограничения; юридические гарантии реализации гражданами прав и обязанностей; ответственность граждан перед государством.

Рассмотрим некоторые из этих элементов более подробно.

Гражданство является необходимым условием, определяющим правовой статус конкретного человека. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Объем субъективных прав и юридических обязанностей, предоставляемых в сфере государственного управления конкретному лицу, государство ставит в прямую зависимость от наличия у него гражданства. В институте гражданства синтезированы наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством.

Так, Конституция Российской Федерации в ст. 6 специально выделяет гражданство, определяющее отношение между государством и личностью, в качестве первого элемента правового статуса личности в Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и российскими законами. Конституционный принцип единого и равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований и времени его приобретения. Законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению, в связи с принятием в гражданство или по другим основаниям.

Гражданин Российской Федерации одновременно может иметь гражданство иностранного государства – двойное гражданство (ст. 62 Конституции Российская Федерация). При этом такой гражданин рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Наличие у гражданина Российская Федерация двойного гражданства не умаляет также его прав и свобод и не освобождает от исполнения обязанностей, обусловленных российским гражданством, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами России, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны содействовать тому, чтобы гражданам России была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми своими правами, защищать права и охраняемые законом интересы (участие в выборах, восстановление утраченных документов, оказание юридической помощи и т.д.).

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности.

При этом напомним, что административная правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Объем и содержание административной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права (достижение 14-ти, 16-ти и 18-ти летнего возраста). Она означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность граждан может быть частичная и полная. Частичная дееспособность наступает с 14 лет, т. е. с момента получения общегражданского паспорта гражданина Российской Федерации. С 16 лет появляется возможность привлечения гражданина к административной ответственности. Полная дееспособность наступает с 18 лет (с момента совершеннолетия), когда гражданин в полном объеме может осуществлять свои права, обязанности и нести ответственность.

Так, в определении Верховного суда Российской Федерации от 26 октября 2005 г. (дело № 69-В05-16) указывается, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В ч.1 ст. 35 Закона «О полиции» говорится о том, что на службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет, ч.2 этой же статьи делает оговорку, что в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование. Если следовать букве закона, то полицейским можно стать не только в 17 лет, но и в более раннем возрасте при наличии среднего (полного) общего образования.

Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это зависит от их умственного и психического развития, жизненного опыта, образования и других факторов.

В административном праве имеются немногочисленные правовые нормы, которые определяют возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также определяют каким органом или в какой форме может решаться данный вопрос. Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена, например, Законом Российской Федерации от 02.07.1992 г. №3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[49].

Согласно закону гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования, признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. Решение об этом принимается врачебной комиссией, уполномоченным на то органом здравоохранения, на основании оценки психического состояния гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических показаний. Такое решение может быть обжаловано в суде.

Законодательство Российской Федерации, определяющее, например, порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также порядок зачисления на государственную службу и порядок ее прохождения, определяет обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус гражданина может быть временно ограничен:

- наличие чрезвычайных ситуаций (техногенные аварии, природные катаклизмы, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

- если это несовместимо с общественно полезной деятельностью гражданина (запрещение совместной службы родственников, совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью и т.п.);

- если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

- совершение гражданином определенных неправомерных действий; - болезнь гражданина, имеющая временный или постоянный (хронический) характер;

- принадлежность лица к иностранному государству (иностранное гражданство или подданство);

- наличие у лица двойного гражданства (запрет на занятие должностей, предусматривающих возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; лишение активного избирательного права).

По поводу лишения пассивного избирательного права лиц, имеющих двойное гражданство (право быть избранным), Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении (от 4 декабря 2007 года № 797-О-О) дал следующее официальное толкование: «Право быть избранным в органы государственной власти закрепляется только за гражданами Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации) «как лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством».

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе со Всеобщей декларацией прав человека (статья 21), а также Международным пактом о гражданских и политических правах. Статья 25 этого документа оставляет за государствами право на возможность обоснованного ограничения «каждого гражданина быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать ряд государственных должностей и должностей государственной службы в Российской Федерации. Конституционный суд России счёл жалобу на данные ограничения недопустимой, поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности. В данной связи совершенно не понятно, исполнению каких обязанностей такой гражданин будет отдавать предпочтение.

Однако не все права и свободы граждан могут быть ограничены. Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 56 гарантирует, что права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (достоинство личности), ч. 1 ст. 23 (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита чести и доброго имени), ст. ст. 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 ограничению не подлежат.

Ограничения отдельных прав граждан могут быть обусловлены выполнением профессиональных обязанностей. Так, для военнослужащих право на свободу передвижения реализуется с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащим запрещено участие в забастовках, ограничены их политические права. Целый ряд ограничений, запретов и обязательств установлен для всех государственных служащих (ежегодное предоставление справки о доходах и пр.).

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

Различают административные правоотношения, складывающиеся в связи:

а) с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав;

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей;

в) нарушением органами исполнительной власти, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан;

г) неисполнение гражданами их административно-правовых обязанностей (совершение дисциплинарного либо административного правонарушения).

Уяснению административно-правового статуса граждан России будет способствовать классификация прав и обязанностей, составляющих его основу.

А.П. Коренев, например, подразделяет права и свободы граждан в сфере государственного управления на абсолютные и относительные. В качестве обоснования такого подхода уважаемый метр указывал на степень возможности их реализации. Кроме того, права и свободы граждан он подразделял на социально-экономические, политические и личные.

А.П. Алехин делит права граждан на статутные и адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны, например, право на имя, запрет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы и т.п.

Адекватными сферам реализации являются, например, личные, социально-экономические, политические и другие права.

Д.Н. Бахрах, соглашаясь с А.П. Кореневым, выделяет права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным правам он относит те, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Относительными следует считать такие права, для реализации которых требуется наличие юридического акта государственного органа.

Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина. К ним, например, можно отнести права граждан: на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; свободно искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; на перемену имени и т.д.

Относительнымиявляются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также от наличия для этого фактических возможностей. К ним, например, относится право граждан на поступление в высшее образовательное учреждение (его реализация зависит от результатов экзаменов, конкурса); право на приобретение оружия (его реализация зависит от возраста, состояния здоровья гражданина, наличия судимости, наличия места жительства и других условий).

Обязанности, в отличие от прав, в основном абсолютны. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание именно на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.

К основным обязанностям Конституция Российской Федерации относит:

- уплату законно установленных налогов и сборов;

- сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам;

- защиту Отечества;

- заботу о сохранении исторического и культурного наследия;

- обеспечение родителями или лицами, их замещающими, получения детьми основного общего образования.

Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции Российской Федерации и законов (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Законность и правопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выполняли свои обязанности.

Кроме того, права и обязанности граждан в администра­тивно-правовой сфере подразделяются на общие и специальные.

Общиеправа и обязанности распространяются на все сферы го­сударственного управления (социально-культурная, социально-политическая, хозяйственная, межотраслевая).

Специальныеадминистративные права и обязанности - это права и обязанности граждан в определенной сфере государственного управ­ления, например в сфере образования.

Возвращаясь к характеристике административно-правового статуса гражданина, следует заметить, что в зависимости от разновидности субъекта различают следующие его виды:

общий административно-правовой статус – статус, принадлежащий любому лицу независимо от пола, возраста, образования и других признаков;

особенный – статус, принадлежащий отдельным категориям граждан (например, государственным служащим, военнослужащим и т. д.);

специальный – статус, принадлежащий лишь некоторым категориям граждан (например, опекунам, попечителям, несовершеннолетним и т.д.).

При равенстве конституционных прав и свобод может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Например, имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, людей, проживающих в местностях экологического бедствия и т.п.

Статус данных лиц характеризуется как специфическими правами и гарантиями их обеспечения, так и характерными обязанностями. Например, законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» устанавливаются правовой статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2002 г. № 5-В02-280 указывается, что при рассмотрении дел, касающихся вынужденных переселенцев суды в полной мере должны учитывать условия признания гражданина вынужденным переселенцем.

Законодательное определение вынужденного переселенца свидетельствует, что таковым признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Статьей 6 названного Закона определены права и обязанности вынужденного переселенца, для которого характерны как общие для всех граждан обязанности (соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы), так и специфические, обусловленные самим статусом вынужденного переселенца (соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и др.).

Еще одной разновидностью социального статуса является статус, определяемый индивидуальными особенностями людей, например малолетний возраст, беременность, наличие детей и т.д. Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» запрещается применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

Говоря о реализации прав и обязанностей нельзя обойти вниманием гарантии прав и обязанностей граждан, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, то есть ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство обеспечивает правовое положение граждан в сфере государственного управления.

Под административно-правовыми гарантиями прав граждан, по­нимаются закрепленные в законодательстве средства и способы, ко­торые призваны обеспечить реализацию и защиту прав граждан в сфе­ре деятельности исполнительной власти. Административно-правовые гарантии непосредственно связаны с деятельностью органов исполнительной власти, их должностных лиц, так как именно на них административно-правовые нормы возлагают юридические обязан­ности по реализации прав и свобод граждан и по созданию необходи­мых для этого условий.

Одной из важнейших юридических гарантий реализации прав и свобод личности являются механизмы деятельности главы государст­ва — Президента Российской Федерации, который, согласно статье 80 Конституции, является гарантом прав и свобод граждан. Эту функ­цию Президент Российской Федерации реализует путем издания нор­мативных правовых актов, направленных на защиту личности, отмены подзаконных, противоречащих действующему законодательству, а так­же путем иного участия в законотворческом процессе.

Кроме того, одним из важнейших институтов защиты прав и свобод человека в сфере деятельности исполнительной власти в Российской Федера­ции, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, явля­ется институт Уполномоченного по правам человека. Его деятель­ность более демократична и менее формализована по сравнению с деятельностью других институтов, осуществляющих защиту прав гра­ждан. Деятельность Уполномоченного по правам человека регламен­тирована Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Феде­рации».

В сфере исполнительной власти важными являются и процес­суальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Важнейшей процессуально-процедурной формой защиты прав и свобод личности, в том числе в сфере исполнительной власти, являет­ся судебная защита, которая определена Конституцией Российской Федерации и гарантируется каждому гражданину. Особое место в деле защиты прав и свобод человека и гражданина отводится Конституционному Суду, деятельность которого определя­ется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конститу­ционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации».

Важным механизмом защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти является обжалование действий и ре­шений государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Закон Российской Федерации «Об обжа­ловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 расширил пре­делы судебного контроля, предусмотрев возможность обжалова­ния нормативных актов, а также действий государственных органов и должностных лиц.

Преимущества судебного порядка рассмотрения состоят в том, что судебному рассмотрению свойственны объективность, гласность, публичность, состязательность, профессионализм, высокий авторитет принятого реше­ния. Отсюда - эффективность защиты прав граждан, реальность их восстановления.

Прокуратура Российской Федерации также призвана охранять права, и законные интересы личности. В этих целях прокурор опротестовывает незаконные правовые акты государственных орга­нов, нарушающие права личности, активно участвует в охране прав в административном судопроизводстве, обеспечивает возможность привлечения виновных в нарушении прав граждан к юридической ответственности.

В административном порядке жалобы граждан рассматриваются, как пра­вило, вышестоящими государственными органами и должностными лицами тех органов и должностных лиц, действия которых обжалуют­ся. Основания и порядок разрешения таких жалоб в целом регламентирует Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[50].

Одним из важных элементов административно-правового статуса гражданина является юридическая ответственность (дисциплинарная и административная). Вопросы административной ответственности детально будут рассматриваться позднее в самостоятельном разделе курса «Административное право», а вопросы дисциплинарной ответственности – в курсе «Государственная служба в органах внутренних дел».

 

К индивидуальным субъектам административных правоотношений относятся также физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По характеру правовой связи с иными государствами они подразделяются на иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих документальное подтверждение своей принадлежности (гражданства, подданства) к какому-либо иному, кроме России, государству, и лиц без гражданства, т.е. физических лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и не имеющих доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства много общего, поэтому в законодательстве Российской Федерации понятие «иностранный гражданин» включает в себя и понятие «лицо без гражданства», если федеральными законами для лиц без гражданства не установлены специальные правила.

Административно-правовой статус иностранных граждан определяется ст. 27, 62, 63 Конституции Российской Федерации, международными договорами, федеральными законами «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иными, в том числе и подзаконными нормативными актами федерального уровня, а по отдельным вопросам – также и законами субъектов федерации.

Общей законодательной основой правового положения иностранных граждан в России является ч. 3 ст. 62 Конституции, утвердившая, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуется правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами.

Индивидуальный административно-правовой статус иностранного гражданина может включать две группы признаков. Первая содержит группу признаков общего административно-правового статуса иностранного гражданина, въезжающего или находящегося на территории России. Вторая - групповые признаки, характерные для административно-правового статуса отдельных категорий иностранных граждан (дипломатов, работников, учащихся, прибывших в Россию в качестве туристов, беженцев, по частным делам и т.п.).

Иностранные граждане имеют ряд общих прав в отношениях с исполнительной властью.

1. Они имеют право на въезд и выезд из Российской Федерации. Законодательство и международные договоры Российской Федерации предусматривают три варианта реализации этого права, соответствующие трем режимам въезда-выезда иностранцев в Россию: визовый, безвизовый и свободный. Визовый режим пока является основным, иные — исключения из правил. Визовый режим предполагает получение иностранными гражданами специального разрешения (визы) на въезд в Российскую Федерацию, безвизовый режим распространяется на граждан некоторых иностранных государств (например, государства СНГ и др.), с которыми Россия заключила соответствующее соглашение. Для въезда в Россию таким иностранным гражданам достаточно иметь действительные и признаваемые в Российской Федерации документы, удостоверяющие личность и надлежащим образом оформленную миграционную карту. Въезд и выезд из Российской Федерации таким иностранным гражданам может быть не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством.

2. Иностранные граждане имеют право находиться на территории Российской Федерации, но под контролем органов исполнительной власти. Объем правомочий у таких граждан зависит от разновидности режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Закон предусматривает три режима пребывания иностранцев в России: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Временное пребывание позволяет иностранному гражданину находиться в России в течение срока действия визы: на срок до 90 суток при безвизовом порядке прибытия в Россию; на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора, но не более чем в течение одного года. Временное проживаниеможет быть разрешено сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации для каждого субъекта федерации или без учета таковой в случаях, предусмотренных законодательством. Постоянное проживание может быть разрешено иностранному гражданину на основании вида на жительство, который выдается на пять лет с последующим продлением. Срок временного пребывания может быть сокращен органами исполнительной власти, иностранному гражданину может быть отказано в выдаче либо аннулировано разрешение на временное проживание и вида на жительство по основаниям, связанным с государственными интересами в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, а также по иным причинам.

3. Иностранный гражданин имеет право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации на основании документов, легализующих его нахождение на территории России, за исключением территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации[51]. Сотрудникам дипломатических представительств и консульств, международных организаций, журналистам право на свободу передвижения в России предоставляется на основе принципа взаимности, с учетом общих ограничений.

4. Постоянно проживающие в России иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Избирать и быть избранными в органы государственной власти им запрещено.

5. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Некоторые из иностранных граждан имеют право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу, а также, если они постоянно или временно проживают в Российской Федерации, являясь сотрудниками дипломатического представительства или консульства, иностранного юридического лица; журналистами, обучающимися или приглашенными на работу в качестве преподавателей.

6. Иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной и государственной службе, за исключением военной службы по контракту. Ему запрещены отдельные виды деятельности, допуск иностранных граждан к которым ограничен законом. В частности, он не может быть командиром воздушного судна гражданской авиации, членом экипажа военного корабля, работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации и т.д.

7. При наличии достаточных оснований иностранный гражданин имеет право на приобретение гражданства Российской Федерации или статуса беженца.

8. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором.

В соответствии со сложившейся практикой иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации обжалуют действия органов государственной власти и должностных лиц, несмотря на то, что ст. 33 Конституции Российской Федерации предоставляет право такого обращения только гражданам Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать Конституцию, федеральные законы и законы субъектов федерации, иные нормативные акты наравне с гражданами Российской Федерации, но с учетом особенностей их правового положения.

Выполняя специфические обязанности, иностранцы не выполняют отдельные обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации (защита Отечества). Среди общих обязанностей по въезду-выезду и пребыванию иностранных граждан на территории России наиболее важными являются следующие:

1. Иностранные граждане обязаны получить согласие (разрешение) органов исполнительной власти на совершение ряда действий, легализующих их положение в Российской Федерации, а именно – на: въезд-выезд, транзитный проезд по территории Российской Федерации, пребывание или проживание и др.

2. Иностранные граждане должны иметь специальные документы, подтверждающие их личность и легальность нахождения в Российской Федерации (национальный паспорт, виза, разрешение нм временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу и др.

3. Во время въезда-выезда и нахождения на территории России иностранные граждане обязаны проходить специальные контрольно-надзорные процедуры, в частности процедуры миграционного контроля и контроля по месту пребывания, жительства, работы или обучения. Иностранным гражданам, пребывающим в Российской Федерации на срок свыше трех месяцев, вид на въезд выдается при условии предоставления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, а в отдельных случаях они обязаны проходить контроль на наличие иных эпидемоопасных, заболеваний.

4. По истечении определенного срока пребывания (проживания) иностранный гражданин обязан выехать из России или получить разрешение на дальнейшее пребывание.

Если иностранный гражданин представляет угрозу общественному порядку или безопасности (был ранее выслан или депортирован из России, причастен к террористический или экстремистской деятельности, совершил тяжкое преступление и т.д.), ему может быть отказано в разрешении на въезд в Российской Федерации. По названным основаниям, а также в связи с нарушением правил въезда и пребывания в России, разрешение на пребывание (проживание) иностранного гражданина может быть аннулировано или может быть сокращен срок его пребывания в России. Иностранные граждане подлежат административной ответственности наравне с российскими гражданами, за исключением лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранным гражданам, наряду с предупреждением и штрафом, может быть применен особый вид административного наказания – административное выдворение за пределы Российской Федерации. Иностранный гражданин, не покинувший Россию по истечении разрешенного срока, подлежит депортации.

Признаки особенных административно-правовых статусов имеют отдельные группы иностранных граждан. К ним следует отнести граждан государств СНГ и других государств, с которыми у России есть в этой сфере договорные отношения; сотрудники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций, члены их семей; обучающиеся в Российской Федерации; члены экипажей иностранных морских судов; граждане не существующего государства (например, СССР) и другие категории иностранных граждан, в том числе беженцы. Рассмотрим некоторые аспекты административно-правового статуса последних.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. 4528-I «О беженцах» обязательным условием для признания гражданина беженцем служит то обстоятельство, что оставление им места жительства было вынужденным вследствие совершения в отношении него насильственных действий либо наличия реальной угрозы его жизни (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08. 1995 г.).

Не может быть признано беженцем лицо:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

4) за которым компетентные органы власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Федеральный закон «О беженцах» не распространяет свое действие на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Говоря об административно-правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус в целом совпадает с административно-правовым статусом иностранного гражданина (или лица без гражданства).