Журналистика Индии

 

После обретения независимости в 1947 году Индия стала демократической республикой, приняв Конституцию. В связи с этим стране нужно было создать свободную прессу. Сегодня СМИ независимы, выходит около 28 тыс. газет и других периодических изданий общим тиражом до 80 млн. экземпляров более чем на 90 языках. Наибольший тираж у прессы на языках хинди (15 млн. экз.) и английском (12 млн. экз.).

В стране ежедневно выходит около 2 тыс. газет с общим тиражом более 30 млн. экз. Подавляющее большинство изданий в Индии находится в частном владении и контролируется крупными монополиями страны. Наиболее известными газетными компаниями являются: группа "Таймс оф Индия" (контролируется семейством Ашока Джайна), группа "Индиан экспресс" (семейство Гоенки), группа "Хиндустан таймс" (семейство Дж.Д.Бирлы), группа "Ананда базар патрика" (семейство Ашока Саркара).

Самыми влиятельными информационными агентствами являются: "Пресс траст оф Индия" (ПТИ), "Юнайтед ньюс оф Индия" (ЮНИ) и "Индия пресс эйдженси" (ИПА).

Сегодня в журналистику охотно идет молодежь Индии. Сейчас в стране газеты, телевидение становятся настолько профессиональными, что журналисты могут заработать очень много. Индия также постоянно работает над развитием кабельного телевидения, чтобы наши передачи шли не только на Индию, но и на другие страны. Пакистан, например, смотрит индийские программы. То же относится к Шри-Ланке, Непалу, Ближнему Востоку.

Однако всеиндийское радио и телевидение контролируются государством. В отличие от Индии, в Пакистане в скором времени начнут работу первые частные телекомпании. Как сообщает ведущее англоязычное издание газета "Dawn", в ближайшем будущем Кабинет министров страны должен утвердить законодательство о частных электронных СМИ, создать специальный регуляторный орган и начать выдачу лицензий. Кроме того, предполагается, что газетам будет разрешено владеть телеканалами. Запрет на это, обосновывавшийся опасениями в "нездоровой концентрации СМИ в руках нескольких человек", был основным препятствием для приватизации. Газета также сообщает, что владельцы лицензий будут иметь право передавать программы новостей и текущих событий, непосредственно конкурируя с государственным телевидением, и смогут делать это без прямой или косвенной цензуры. Предполагается, что в стране будут действовать три общенациональных канала. Один из них будет полностью частным, второй - общественным. Еще один канал будет иметь статус общественного, но при этом будет находиться под непосредственным контролем одного из государственных органов.

В ответ на планы Пакистана о создании в стране частного телевидения Индия приняла решение значительно расширить радиорынок. В стране работают десятки телестанций, однако радио продолжает оставаться для большинства жителей - в особенности в сельских районах и среди малообеспеченных слоев населения - основным источников информации и развлечений. До настоящего времени индийские власти не допускали в радиоэфир частных операторов. Недавно правительство приняло решение разрешить в крупных городах частные станции, работающие в FM-диапазоне. Число вещателей в каждом городе не должно превышать 11. Ожидается, что FM-радио будет пользоваться особой популярностью у автолюбителей. Ежедневно на улицах Дели до 3 миллионов машин простаивают в огромных пробках, и музыка будет успокаивать нервы водителей.