Икона Толгской Богоматери

Памятники древнерусской культуры

Культурные традиции родного края

 

Студент должен
знать/понимать:

- памятники древнерусской культуры (икона Толгской Богоматери, ярославская Оранта);

- литературный памятник XII века «Слово о полку Игореве»

- памятники архитектуры XVI-XVII вв.( Митрополичьи палаты, Спасо-Преображенский собор, Спасо-Преображенский монастырь, церковь И.Пророка, церковь Н.Надеина, церковь И.Златоуста в Коровниках, церковь И.Предтечи в Толчкове и др.);

- жизнь и творчество Л.В.Собинова (Дом-музей на улице Собинова);

- историю создания первого русского общедоступного театра (театр им. Ф.Волкова);

- связь с Ярославским краем жизни и творчества известных художников, музыкантов, писателей и поэтов( Некрасов, его усадьба в Карабихе, Ю.Жадовская, Л.Трефолев, Чехов, Шаляпин, Коровин и др.)

уметь

- узнавать памятники культуры и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- определять значение и художественную ценность произведений художественной культуры Ярославского края;

- воспринимать культуру родного края как неотъемлемую составляющую часть культуры России;

- высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

- пользоваться разными источниками информации при подготовке докладов, рефератов и сообщений;

- владеть основными формами публичных выступлений (доклад, сообщение, презентация и др.);

- анализировать памятники культуры родного края, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение

 

 

План

1. Икона Толгской Богоматери

2. Ярославская Оранта

3. Спасо-Преображенский собор в Переславле

 

 

Толгская икона Богоматери — одна из главных святынь Ярославля, почитание которой сопоставимо с почитанием иконы «Богоматерь Знамение» в Новгороде и иконы «Богоматерь Владимирская» во Владимире и в Москве. Праздник в честь Толгской иконы совершается 21 августа.

Об обретении чудотворного образа повествуется в Сказании о явлении и чудесах Толгской иконы Богоматери. В 1314 году ростовский епископ Трифон (по другим источникам, Прохор), находясь в пути, остановился на ночлег на правом берегу Волги неподалеку от Ярославля. Ночью, на противоположном берегу реки он увидел огненный столп, а в нем — икону Богоматери. Воды под ногами епископа сплотились, и, пройдя по ним, как по мосту, он приблизился к иконе и поклонился ей. На следующий день, переехав реку, слуги Трифона обрели икону неподалеку от впадающей в Волгу речки Толги, в лесу, на земле между деревьями. На месте обретения иконы была поставлена церковь, а некоторое время спустя основан монастырь.

Икона Толгской Богоматери прославилась многочисленными чудесами, особенно исцелениями. Явленный чудотворный образ, относящийся к концу XIII — началу XIV века, сохранился до наших дней.

С чудотворного образа неоднократно делались копии-списки. В 1707 году икона «Богоматерь Толгская» поновлялась иконописцем-костромичом, священником ярославской церкви Димитрия Солунского Иоанном Андреевым, который поновлял и костромскую чудотворную Федоровскую икону Богоматери. Ему принадлежат несколько списков Толгской иконы «в меру и подобие», исполненных в первой половине XVIII века , которые достаточно точно воспроизводят древний образ. Кроме Иоанна Андреева, повторения чудотворной иконы создавали и ярославские иконописцы — например, Иван Горин в 1740 году (его икона находится в Архангельском музее).

Находящаяся в Введенском соборе Толгского монастыря икона «Богоматерь Толгская» является репликой со списка середины XVII века, аналогичного среднику иконы «Богоматерь Толгская с 24 клеймами деяний» (ЯХМ). Монументальный силуэт Богоматери, одетой в темно-вишневый мафорий с золотыми каймами, величественно читается на золотом фоне. Письмо личного, выполненное сближенными по тону санкирями и охрой, без резких белильных высветлений, округлость лика Марии и правильность черт Христа смягчают облик Богоматери и Младенца. Лишь выразительность черт, особенно миндалевидных глаз и скорбного изгиба губ Богоматери, а также движение как бы шагающего в объятья матери и тесно прижимающегося к ней Младенца, сохраняют отголоски экспрессии древнего чудотворного образа.