Альфред Гариевич Шнитке
Заметным явлением отечественной музыкальной культуры стал музыкальный авангард, возникший на рубеже 60—70-х годов. Его талантливыми представителями являются А. Г. Шнитке (1934—1999), С. А. Губайдулина (р. 1931), Э. В. Денисов (1929— 1996). Творчество каждого из них — это новаторский поиск, смелость и оригинальность в решении музыкальных тем, эмоциональность исполнительской манеры.
Шнитке Альфред Гарриевич (1934 – 1998 ) - русский композитор, теоретик музыки. В 1958 г. Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу Е. Голубева и продолжал учиться у него в аспирантуре. В 1961–72 гг. преподавал в консерватории. Работал в экспериментальной студии электронной музыки в Москве. В 1960-е гг. музыка Шнитке в основном звучала в кинофильмах, с 1970-х гг. она начала появляться в концертных программах.
Мировая известность пришла к Шнитке раньше, чем известность в Советском Союзе. Его музыка – это феномен особого рода. В ней сконцентрирована атмосфера нашего времени. Эта музыка расширяет наши представления о единстве мира и универсальном характере человеческой культуры.
Долгое время сочинения Шнитке были не ко двору, тогда многое в творчестве определялось указаниями ЦК партии. Музыка Шнитке официально была признана в 1977 году исполнением «Кончерто гроссо №1». Сегодня произведения композитора так популярны в мире, что не осталось ни одного произведения Альфреда Гарриевича, которое бы не было включено в репертуар ведущих оркестров мира или самых знаменитых солистов.
Юрий Башмет, народный артист СССР, писал: «В его произведениях нет ни одной лишней ноты. В его музыке всегда есть смысл, подтекст, разговор о шекспировских категориях, то есть общечеловеческих, его музыка всегда о жизни и смерти».
В 1979 г., после клеветнической статьи А. Жюрайтиса в «Известиях» о постановке Ю. Любимовым и Г. Рождественским оперы П. Чайковского «Пиковая дама» в Париже, для которой Шнитке написал музыку к антрактам, исполнение многих сочинений Шнитке было запрещено. Однако под давлением лучших советских музыкантов запрет был снят. С 1989 г. Шнитке жил Германии, в Гамбурге.
Ранние работы Шнитке конца 1950-х – начала 1960-х гг. в основном программные, тематические (оратория «Нагасаки», 1958).
Шнитке — крупнейший представитель так называемого полистилизма в современной музыке. Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Получив образование в рамках классической русской композиторской школы, Шнитке стал вместе с Э. Денисовым и Софией Губайдулиной активным сторонником европейского музыкального авангарда. В творчестве Шнитке соединились цитаты из симфоний Л. Бетховена, имитации барочной музыки, эстрадные интонации, стилизации современных танцев. Впервые в советской академической музыке появляется тема танго. В кантате «История доктора Иоганна Фауста» /1983/ одна из главных партий написана для рок-певицы, в партитуре Симфонии №1 /1972/ одна из частей написана для джазовых исполнителей.
Среди сочинений Шнитке — камерные произведения (в том числе Прелюдия памяти Д. Шостаковича /1975/, сонаты, трио, квартеты, квинтет, вокальные камерные сочинения, девять симфоний, более десяти концертов для инструментов с оркестром (концерт №3 для скрипки ), хоровые сочинения (реквием /1975, «Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци /1988/); балеты («Эскизы» по мотивам Н. Гоголя /1985/; «Пер Гюнт» /1987/); оперы («Одиннадцатая заповедь» /1962/, «Жизнь с идиотом» по Виктору Ерофееву). Он писал также музыку к театральным спектаклям («Ревизская сказка» и «Турандот» в Театре на Таганке, «Дон Карлос» в театре имени Моссовета, «Роза и крест» на телевидении), теле- и кинофильмам («Похождения зубного врача», 1965; «Комиссар», 1967; «Белорусский вокзал», 1971; «И все-таки я верю», 1972–74; «Агония», «Ты и я», «Осень», 1974; «Белый пароход», 1975; «Маленькие трагедии», 1979; «Прощание», 1980; «Мертвые души», 1983), мультфильмам («Стеклянная гармоника», «В мире басен», «Я к вам лечу воспоминаньем»).
Шнитке — автор книг и статей о творчестве Д. Шостаковича, И. Стравинского, С. Прокофьева, Э. Денисова. Был членом академий искусств ряда стран Европы.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие задачи перед композиторами ставила эпоха советского времени?
2. Какие произведения С.Прокофьева принесли ему мировую славу? Почему?
3. Чем слушателей покоряет музыка С.Прокофьева? Поясните на примерах его произведений?
4. В чем необычность оперы Д.Шостаковича «Нос»?
5. За что была организована в прессе травля против Д.Шостаковича?
6. К каким кинофильмам написал музыку Шостакович?
7. К какому направлению относится музыка А.Шнитке?
8. Как вы понимаете полистилизм, характерный для музыки А.Шнитке?
9. К каким знаменитым кинофильмам написал музыку А.Шнитке