Сергей Сергеевич Прокофьев

От традиционализма до авангардизма и постмодернизма

План

 

1. Сергей Сергеевич Прокофьев

2. Дмитрий Дмитриевич Шостакович

3.Альфред Гариевич Шнитке

 

 

В 1937 г. известный композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 —1953) занес эти слова в свою записную книжку:

«Сейчас не те времена, когда музыка писалась для крошечно­го кружка эстетов. Сейчас огромные толпы народа стали лицом к лицу с серьезной музыкой и вопросительно ждут. Композито­ры, отнеситесь внимательно к этому моменту: если вы оттолкне­те эти толпы, они уйдут... если же вы их удержите, то получит­ся такая аудитория, какой не было нигде и ни в какие време­на...»

Действительно, советская эпоха выдвинула перед композитора­ми вполне определенные задачи. Творчество, ориентированное на широкие массы слушателей, должно было отвечать духу своего вре­мени. Несмотря на явно выраженное стремление совместить творче­ство с идеологией советского государства, Прокофьев, лауреат шести (!) Сталинских премий, всегда оставался самим со­бой, человеком твердого и независимого характера. Именно так начинался его творческий путь в музыке. Заканчивая в 1914г. Петербургскую консерваторию, он решил сыграть перед эк­заменационной комиссией свой собственный Первый концерт. Му­зыка захватила слушателей, и Прокофьев получил диплом с отличи­ем и премию имени А. Г. Рубинштейна (великолепный рояль в пода­рок).

Он никогда никому не подражал, хотя у него были свои люби­мые композиторы и учителя. Нисколько, например, не смутило Прокофьева то, как плохо был воспринят слушателями его Второй фортепианный концерт.

Восемь опер, семь балетов, по семь симфоний и концертов, боль­шое количество камерных, фортепианных и вокальных произведе­ний, музыка к кинофильмам — таков путь Прокофьева в музыке.

Одним из шедевров композитора стал балет «Ромео и Джульет­та»(1936).Трагедия Шекспира в балете?.. Не слишком ли смелое решение? Идея создания балета многим показалась обреченной на неудачу, но Прокофьев был уже всецело во власти Шекспира: без­удержная фантазия рождала первые музыкальные темы; обсужда­лись детали сценария и драматургия будущего произведения. Когда все было готово, то вместо общепринятых сольных танцев, дуэтов, трио, адажио и вальсов в партитуре значились непривычные для слуха названия: «Ромео», «Приказ герцога», «Джульетта-девочка», «Тибальд бьется с Меркуцио», «Ромео и Джульетта перед разлукой»... Но как танцевать это? Все было неожиданно и непривычно. Далеко не сразу было принято решение ставить спектакль. Компо­зитор наотрез отказывался переделывать что-либо.

Прекрасны были и массовые сцены ба­лета. В них автор сумел передать шумную энергию веселой уличной толпы, чопор­ность в танцах знати на балу у Капулетти, изящество чуть замедленного танца деву­шек с лилиями у постели заснувшей Джульетты. Через жест, мимику, походку и манеру двигаться композитор блестяще передал суть характеров каждого из героев. Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» до сих пор остается одним из самых реперту­арных в театрах мира.

Среди оперных произведений компози­тора следует выделить оперу «Война и мир»,над которой он работал больше, чем над каким-либо другим произведением. На протяжении нескольких лет (с 1943 по 1952 г.) он вновь и вновь возвращался к «Войне и миру», вносил коррективы в дра­матургию, дописывал, изменял или исклю­чал эпизоды. Невероятной казалась сама задача соотнесения оперы с первоисточником. Более того, по замыслу автора, в ней должен был звучать... подлинный текст романа Л. Н. Толстого...

Первая редакция спектакля была рассчитана на два вечера, но впоследствии опера приобрела жанровые рамки привычных опер­ных спектаклей. Более шестидесяти (!) персонажей, не считая гос­тей на балу, солдат, крестьян и партизан...

Лучшие картины оперы — это первый бал Наташи Ростовой, в котором звучит удивительный по красоте вальс, передающий наивное очарование и изящную грацию юной девушки; это сцены в Отрадном и встреча Наташи со смертельно раненным Андреем Болконским в Мытищах.

Прокофьев уделял большое внимание народным и ге­роическим темам в опере, особенно образу народного полководца Кутузова. Его замечательная ария «Бесподобный народ!», напоминающая распевы народных песен, придавала дейст­вию эпический размах и величие.

Большое место в творчестве Прокофьева занимает музыка к ки­нофильмам С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938)и «Иван Грозный» (1942—1945).