Отказ от изобразительности в абстрактном искусстве
(В. Кандинский)
Основоположником абстракционизма в изобразительном искусстве по праву считают Василия Васильевича Кандинского(1866— 1944).
Кандинский пришел в живопись после окончания юридического факультета Московского университета, когда ему было уже 30 лет. Отказавшись от кафедры права в Дерпте (ныне Тарту), он неожиданно уехал в Германию изучать основы живописи. Быстро овладев секретами живописного мастерства, он уже через пять лет стал полноправным участником художественной жизни Мюнхена, руководителем творческого объединения и преподавателем художественной школы.
Первые этюды и картины, написанные в окрестностях Мюнхена, создавали впечатление бескрайности окружающего мира, поражали необычной яркостью цветовой гаммы. Романтическая приподнятость ранних пейзажей и жанровых сцен из народной жизни характерна для произведений этого периода. «Синий всадник» (1903), мчащийся на коне на фоне зеленого пейзажа, — идеальный романтический образ, который можно рассматривать в качестве эпиграфа к творчеству Кандинского. Синий всадник, символизирующий власть над иррациональной психической энергией, воспринимался как проявление высшего духовного начала.
Главным предметом экспериментов художника становилось пространство, в котором он пытался построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным. Разрушение предметности явилось прелюдией к смелой абстракции художника. В статье «Ступени» (1918) Кандинский подчеркивал, что «предметность вредна моим картинам». Несмотря на отсутствие сюжета, в созданном им беспредметном мире все же можно было узнать очертания реальных объектов: всадников и дам в кринолинах, дома, башни и колокола,
фонтаны и пушки. В пейзажах угадывались горы, острова в море, облака, деревья, животные...
Реальность и фантазия причудливо переплелись в картине «Озеро».Мы без особого труда различим в ней гладь водной поверхности, лодки с гребцами, силуэт замка на берегу. Эти узнаваемые предметы написаны на фоне, взрывающемся вспышками ярких цветовых пятен. Одни из них озаряют бездну пространства, другие, напротив, усиливают впечатление таинственности. Линии, словно зигзаги молний, то вырываются на поверхность полотна, то устремляются внутрь, заманивая зрителей в свои недра. С помощью причудливых сплетений абстрактных форм создается особая, «сверхчувственная вибрация». «Хор красок» действительно «врывается в душу из природы».
Важнейшей задачей для художника стали поиски новых способов выражения духовного начала в живописи. В книге «О духовном в искусстве» (1910)Кандинский провозгласил свободу художника в выборе средств, стилей и манеры творчества:
«Цвет — это клавиши; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль.
Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души».
Опираясь на учение Гёте о цвете в живописи, Кандинский разрабатывает собственную концепцию цветов, способных вызвать у человека определенные эмоции. По его мнению, цвета обладают не только звучанием, но и запахом: «...от лимонно-желтого уху больно, как от высокого звука флейты, киноварь притягивает, как огонь, глаз ищет покоя в синем и зеленом». Желтый ассоциируется с земным, синий — с небесным, спокойным и напоминает печальное звучание виолончели, зеленый воплощает неподвижное и антиэмоциональное.
Эксперименты Кандинского в области цвета распространялись не только на сферу музыки, но и поэзии. В сборнике стихов «Звуки» он пытался соединить музыку слова и живописность музыки. И хотя созданные им образцы беспредметной поэзии не вызвали положительных оценок критики, в них нашли отражение художественные ощущения автора.
Свои картины Кандинский делил на три основные группы: «импрессии», «импровизации» и «композиции». «Импрессии», по его мнению, возникали в результате фиксации прямых впечатлений от внешнего мира. Зритель без особого труда мог различить в них конкретные очертания реальных предметов («Импрессия 3. Концерт», 1911). «Импровизации», напротив, отрывались от реальных впечатлений. В процессе их создания активную роль играли фантазия и интуиция художника. Язык скрытых ассоциаций был труден для зрителей, а потому не поддавался расшифровке («Импровизация 26», «Импровизация 209»). Впрочем, и сам художник не скрывал своего пристрастия к тайнам творчества и любил сохранять их для зрителей:
«Разговор о тайном с помощью тайного. Разве это не содержание? Разве это не осознанная или бессознательная цель необходимого творческого напора?»
Своим высшим творческим созданием Кандинский считал «композиции», представляющие собой синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Эта высшая и наиболее последовательная жанровая форма абстрактной живописи. Из десяти работ, выполненных художником, сохранилось семь. Последняя была написана в 1939 г. во Франции. Лучшими среди них считаются шестая и седьмая, находящиеся в собраниях российских музеев.
«Композиция VI»вызывает впечатление открывшейся перед зрителем бесконечности пространства. Отсутствие конкретного сюжета вовсе не означало полного отсутствия содержания. Сам художник связывал ее с ветхозаветным Всемирным потопом. Композицию картины составляют несколько центров, измерить или определить расстояние между которыми не представляется возможным. Изящные, тонкие комбинации коротких линий, широкие полосы сочных и ярких оттенков плавно и мягко перетекают друг в друга. Наше внимание привлекают и всевозможные варианты цветовых сочетаний: светлых и темных, бледных и ярких. Внутреннее движение цвета и линии выражает сложную и напряженную жизнь человеческого духа. Зритель вовлекается в стихийный водоворот красок и линий, сам становится участником той всемирной катастрофы, которая преобразует земной и небесный хаос в совершеннейшую гармонию.
Подобные «композиции» не противоречили теоретическим суждениям Кандинского. В книге «О духовном в искусстве» он отмечал, что произведение искусства рождается точно так, как рождаются новые миры во Вселенной.
В последний период творчества, который художник называл «холодным», он все реже использует термин «абстрактная живопись». На смену ему приходит «язык универсума», в котором он обращается к геометрическим формам: треугольнику, квадрату и кругу. Каждая из этих форм, по его мнению, обладает собственным содержанием, способностью выступать в качестве определенного знака-символа.
Треугольник призван разбудить движения души, устремить помыслы к достижению высших целей. Круг как символ совершенства и полноты мироздания вселяет ощущение обретения высшей истины. Круг становится для него единственной «романтической формой», способной воспроизвести «четвертое измерение». Круг — это «лед, внутри которого бушует пламень». Среди картин, выполненных в последние годы, можно отметить «Нежное напряжение № 85» (1923. Музей Тиссен-Борне-миса, Швейцария), «Несколько кругов» (1926. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Доминирующая кривая» (1936. Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В. В. Кандинский — уникальная и универсальная личность. В историю искусства он вошел не только как блестящий живописец и талантливый теоретик. Хорошо известны его интерьеры, эскизы мебели и росписи по фарфору, проекты моделей одежды. Через всю жизнь он пронес и своеобразно воплотил идею синтеза трех искусств: живописи, музыки и танца. Став свидетелем больших социальных переворотов: Первой и Второй мировых войн, двух российских революций, испытав тяготы эмиграции, разгром Баухауза и изгнание из Германии, — он сумел сохранить в душе мечту о единстве мира и интернациональном искусстве, понятном людям всех континентов. Его произведения, созданные в России, Германии и во Франции, сегодня украшают крупнейшие музеи мира.