Французского художника О. Домье

Социальная тематика в живописи реализма

Реализм

План

1.Социальная тематика в живописи реализма французского художника

О. Домье

2. Живопись Н.Н.Ге и И.Е. Репина

3. В.И.Суриков

4. Развитие русской музыки во второй половине XIX в.

(П. И. Чайковский).

 

Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, пе­чатной формой для которой является поверхность камня) француз­ский художник ОнореДомье (1808—1879), будучи человеком, нена­видящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на зло­бодневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Известная литография «Улица Транснонен»(1834) была воспринята современниками как протест против террора и крово­пролития, наступивших после Июльской революции. Исторической основой этого произведения послужили события апре­ля 1834 г., связанные с разгоном политической демонстрации прави­тельственными войсками. Из дома № 12 по улице Транснонен из ка­кого-то окна, прикрытого жалюзи, выстрелили в солдат, разгоняв­ших демонстрацию. В ответ на это солдаты ворвались в дом и убили всех жильцов.

Тусклые лучи дневного света падают в маленькую полутемную комнату. Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгро­ма. На пол свисают простыни с развороченной постели. Воздев к не­бу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло. В хо­лодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. На ночной рубахе пятна засохшей крови. Полуоткрытый рот обнажает полоску зубов. Человек мертв. На лице его сохрани­лось выражение муки и гнева. Он упал прямо на тельце своего ре­бенка, смешав свою кровь с его кровью.

Как, должно быть, страшны были последние минуты жизни это­го человека, когда в темноте, даже не видя своих врагов, он голыми руками дрался с солдатами, чьи штыки уже были в крови его род­ных! Рядом на полу видна голова мертвого старика. Лицо его засты­ло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу. В глу­бине комнаты - едва различимый в полумраке труп женщины. Время остановилось. Все тихо и неподвижно. Темные зловещие пят­на сохнут на полу.

Но Домье не хотел изображать мучеников. Упавший на пол у своей постели человек был бойцом. Пусть он погиб не на баррикадах и не с оружием в руках, но он боролся из последних сил, до послед­него вздоха. И потому, даже рисуя его мертвым, в одной рубахе и ночном колпаке, Домье не сделал его жалким. Напротив, этот неле­пый ночной наряд подчеркнул мускулистое тело, размах плеч. Именно бойца художник поместил в центре рисунка и именно на него направил лучи света. Домье хотел, чтобы литография рождала не жа­лость, а гнев.