Революционный пафос в живописи Ф.Гойи

Романтический идеал и его отображение в музыке

Романтизм

 

План

 

 

1. Романтический идеал и его отображение в музыке

(опера «Летучий голландец» Р. Вагнера)

2. Революционный пафос в живописи Ф.Гойи

3. Образ романтического героя в творчестве О. Кипренского

4. Зарождение русской классической музыкальной школы

(М.И. Глинка)

 

 

(опера «Летучий голландец» Р. Вагнера)

 

 

Опера Рихарда Вагнера «Летучий голландец» написана в трех действиях. В основе либретто лежит народная легенда и новелла Г. Гейне. Первое представление состоялось в Дрездене в 1843 году.

Действие происходит на норвежском берегу около 1650 года. Разыгравшаяся буря забросила корабль норвежского моряка Даланда в бухту у скалистых берегов. Усталый Рулевой, тщетно пытаясь подбодрить себя песней, засыпает на вахте. В блеске молний, под свист усиливающейся бури появляется Летучий голландец на таинственном корабле с кроваво-красными парусами и чёрной мачтой. Бледный капитан медленно сходит на берег. Проклятие тяготеет над ним: он обречён на вечные скитания. Напрасно он жаждет смерти; его корабль оставался невредим в бурях и штормах, пиратов не привлекали его сокровища. Ни на земле, ни в волнах не может он найти покоя. Голландец просит приюта у Даланда, обещая ему несметные богатства. Тот рад случаю разбогатеть и охотно соглашается выдать за моряка свою дочь Сенту. Надежда загорается в душе скитальца: быть может, в семье Даланда он найдёт утраченную отчизну, а любовь нежной и преданной Сенты даст ему желанный мир. Радостно приветствуя попутный ветер, норвежские матросы готовятся к отплытию. Ожидая возвращения корабля Даланда, девушки поют за прялками. Сента погружена в созерцание старинного портрета, на котором изображён моряк с бледным печальным лицом. Подруги поддразнивают Сенту, напоминая о влюблённом в неё охотнике Эрике, которому этот портрет ненавистен. Сента поёт с детства запавшую в душу балладу о скитальце: вечно мчится по морям корабль. Каждые семь лет выходит капитан на берег и ищет девушку, верную до гроба, которая одна может любить.

 

 

 

 

Замечательную галерею портретов своих современников создал великий испанский художник Франсиско Гойя(1746—1828). В них он прежде всего хотел передать внутренний мир чело­века, его чувства и переживания. Будучи придворным художником короля, он вынужден был писать многие портреты на заказ, но это не помешало ему создать глубокие и проникновенные произведения. Часто ему приходилось «заглядывать под маску», чтобы разглядеть истинную сущность человека. Хорошо известны слова художника:

«Мир — это маскарад: лицо и одежда, голос — все подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле; каждый обманывается, и никто не узнает себя». Даже мельчайшие детали не ускользали от внимательного взгляда Гойи. Полностью потеряв слух в 1792 г., он еще пристальнее всматривается в лица своих современников и анализирует их характеры. Короли и светские красавицы, философы и ценители искусств, поэты и ученые, актрисы, простолюдины и нищие становятся героями его полотен. Он создает яркие и запоминающиеся образы, иногда прекрасные и чарующие, а порой злове­щие и отталкивающие.

Красивая, очаровательная донья ИсабельКовос де Порсель за­печатлена на портрете, который художник не случайно считал од­ной из лучших своих работ. Несомненно, перед нами личность яр­кая и незаурядная, уверенная в своей красоте и полная собственно­го достоинства. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Легкий поворот головы, непокор­ные пряди золотистых волос, полуоткрытые губы, мечтательный взгляд придают образу особую прелесть и очарование. Матовый пер­сиковый румянец щек контрастирует с блеском черной шелковой мантильи и кружев, под которыми неожиданно вспыхивает красное платье. Несомненно, перед нами настоящая испанка, яркое роман­тическое воплощение испанского национального характера.

Испанский художник Франсиско Гойястал свидетелем наполе­оновских войн, опустошивших и разоривших Испанию.

В 1808 г. в ответ на жесточайшие репрессии наполеоновской ок­купации в Мадриде вспыхнуло народное восстание. В эти трудные годы Гойя был вместе со своим народом. Произведения тех лет со­провождали подписи: «Я видел это!», «Нельзя стерпеть».

Картина «Расстрел повстанцев»явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.

Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа сол­дат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следст­вия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Резкий свет фонаря причудливо освеща­ет выхваченные из тьмы лица повстанцев. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупыва­ет землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взы­вает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками...

В центре картины — рванувшийся навстречу палачам человек в ослепительно белой рубахе. Он стоит, широко раскинув крестом ру­ки, напоминая распятого Христа. На фоне происходящего он выгля­дит символическим напоминанием о справедливом грядущем воз­мездии. Громкий, отчаянный крик проклятья, смело брошенный в лицо ненавистным врагам, прорезает безмолвную тишину ночи... Его слова — страшнее пуль и насилия. Гойя поднимается над достоверностью исторического факта, утверждая нравственное превосходство народа, показывая стойкость и красоту его духа.