Л. ван Бетховен

 

Весной 1787 г. в двери маленького бедного дома на окраине Ве­ны, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого ма­эстро послушать его умение импровизировать на заданную тему. Моцарт, поглощенный работой над оперой «Дон Жуан», дал гостю две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композито­ра своими необычайными способностями. Присутствующим здесь же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание на этого юношу, придет время, о нем заговорит весь мир». Эти слова оказались про­роческими. Музыку великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена(1771 —1827) сегодня действительно знает весь мир.

Путь Бетховена в музыке — это путь от классицизма к новому стилю, романтизму, путь смелого эксперимента и творческих пои­сков. Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно раз­нообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, скрипки и ви­олончели, симфоническая увертюра к драме И. В. Гёте «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов с оркестром, «Торжественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки народных песен (их около 160, в том числе и русских).

Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической му­зыке, раздвинув рамки сонатно-симфонической формы. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония(1802—1804).Это грандиозное творение, превышающее известные до того времени симфонии свои­ми масштабами, количеством тем и эпизо­дов, отражает бурную эпоху Французской революции. Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бо­напарту, ставшему его подлинным куми­ром. Но когда «генерал революции» про­возгласил себя императором, стало очевид­но, что им движет жажда власти и славы. Бетховен вычеркнул посвящение с титуль­ного листа, написав одно слово - «Геро­ическая».

Симфония состоит из четырех частей. В первой звучит быстрая музыка, передаю­щая дух героической борьбы, стремление победе. Во второй, медленной части, звучит траурный марш, полный возвышенной скорби. Впервые менуэт третьей части заменен стремительным скерцо, призывающим к жизни, свету и радости. Финальная, четвертая часть насыщена драматическими и лирическими вариациями. Публика приняла «Героиче­скую» симфонию Бетховена более чем сдержанно: про­изведение показалось слишком длинным и трудным для восприятия.

Сонаты Бетховена также вошли в сокровищницу мировой му­зыкальной культуры. Лучшие из них — «Крейцерова» (соната № 9, 1803),«Лунная» (соната № 14, 1801),«Аврора» (соната № 21), «Аппассионата» (соната № 23, 1805).

«Лунная» соната(название было дано уже после смерти компо­зитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделенная любовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена. Лиричес­кая, мечтательная музыка, передающая настроение глубокой печа­ли, а затем наслаждения красотой мира, сменяется в финале бур­ным драматическим порывом чувств, мятежным и страстным ду­хом борьбы.

Не менее замечательна «Аппассионата»(итал. appassionato-страстно), посвященная одному из близких друзей композитора. По своим масштабам она максимально приближена к симфонии, но включает не четыре, а три части, составляющие единое целое. Му­зыку этой сонаты пронизывает дух страстной, беззаветной борьбы, могущество стихийных сил природы, воля человека, укрощающего и усмиряющего природную стихию.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем выражается гармоничный мир дворцов и парков Версаля?

2. Какие здания в Петербурге, сохранившиеся до сих пор, построены в стиле классицизма?

3. Поясните, почему Казанский собор в Петербурге является типичным зданием в стиле классицизма?

4. В чем своеобразие живописных полотен Н.Пуссена?

5. Чем руководствовался Н.Пуссен, выбирая темы своего творчества?

6. Докажите, что картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана в стиле классицизма.

7. Почему картина «Последний день Помпеи» принесла огромный успех Брюллову?

8. Почему герои картины К.Брюллова красивы и величественны, хотя действие происходит во время извержения вулкана?

9. Что отличает музыку Моцарта от других композиторов?

10. В каких музыкальных жанрах созданы произведения Моцарта?

11.Чем привлекает нас музыка Моцарта?

12.Почему и в XXI веке музыка Бетховена не оставляет людей равнодушными?