Информационное моделирование
Общие принципы моделирования
Понятие об информационном моделировании
Модель — это естественный или искусственный объект, используемый для достижения некоторой цели как заменитель другого объекта — оригинала.
Оригиналом может быть, например:
— природная, социальная, политическая, техническая система;
— ситуация, возникающая в любой из этих систем;
— явление или процесс в некоторой системе;
— живое существо в разнообразных проявлениях (физиологических, поведенческих и др.);
— человек как обладатель того или иного социального, эмоционального, психологического, коммуникативного и ролевого статуса.
Моделирование основано на идее абстрагирования. Абстракция — это отвлечение от частных и несущественных сторон рассматриваемого объекта для того, чтобы сосредоточиться на общих, основных, существенных.
Модель строится:
— на основе сложившегося представления об объекте;
— в соответствии с целями моделирования;
— с учетом сведений, которые будут при этом нужны и доступны;
— с учетом средств, на основе которых модель можно создать.
По последней позиции этого списка различают ментальные (мысленные), материальные (имеющие физические свойства) и информационные модели (о них будет сказано дальше).
Модель не должна и не может быть идентична оригиналу — она отражает те свойства, черты, стороны и признаки, которые существенны с точки зрения целей моделирования; выбор модели подчиняется этому принципу.
Пример — различные модели человека:
— манекен в витрине магазина;
— манекен-«охранник» в автомобиле;
— манекен с датчиками при испытаниях техники;
— скелет в аудитории медицинского института;
— огородное пугало;
— фотомодель;
— «живец» в полицейской операции («ловля на живца»);
— фотография, художественный портрет;
— фоторобот разыскиваемого лица;
— рентгеновский снимок, анализ крови, кардиограмма;
— личное дело в деканате, в кадровой службе;
— средний балл успеваемости за семестр, год, пять лет;
— набор спортивных результатов;
— диплом вуза с выпиской о предметах и оценках;
— резюме (curiculum vitae) специалиста при поиске работы;
— психологический тип — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик;
— брачное объявление.
Нетрудно выделить отражаемые этими моделями черты и свойства оригинала, а также определить по составу модели цели ее использования.
Для наших целей этот вид моделирования особенно важен. Информационные модели — это представленные в виртуальной форме упорядоченные наборы данных об объекте-оригинале и связей между этими данными. Возможны различные виртуальные формы представления моделей:
— структурированное текстовое описание;
— математические и логические формулы;
— графические схемы;
— матрицы связей;
— иерархические деревья;
— диаграммы и графики;
— рисунки и фотографии;
— звуковые файлы.
Приведем примеры виртуальных форм модели «девушки — цветы»
Ситуация (оригинал):
Аня любит флоксы, розы, нарциссы, гвоздику.
Нарциссы любит также и Валя.
Вкусы Бэллы те же, что у Ани, кроме гвоздики.
А вот Валя как раз гвоздику очень любит.
Сетевая модель
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Бэлла | Валя | ||||||||
Гвоздика | Нарцисс | Роза | Флокс | |||||||
Иерархическая модель
Девушки |
![]() | Бэлла | Валя |
Гвоздика | Нарцисс | Гвоздика | ||
Нарцисс | Роза | Нарцисс | ||
Роза | Флокс | |||
Флокс |
Реляционная модель
Девушки Цветы | Аня | Бэлла | Валя |
Гвоздика | |||
Нарцисс | |||
Роза | |||
Флокс |
Стадии создания и использования информационной модели таковы:
— формирование стартовой приблизительной ментальной (мысленной) модели;
— конкретизация целей и средств моделирования;
— оценка пользователя результатов и выбор формы их представления;
— оценка ресурсов (сроки, исполнители, финансы, программы и др.);
— структуризация проблемы;
— обзор аналогий, образцов и т. п.;
— стартовый перечень факторов и связей;
— оценка качества и возможностей получения данных;
— формирование и виртуальное представление уточненной модели;
— построение алгоритма использования модели;
— выбор средств компьютерной поддержки;
— реализация алгоритма;
— анализ полученных результатов;
— корректировка (при необходимости) использованной модели;
— целевое применение результатов.
Информационные модели можно разделить по ряду признаков:
1) по главным свойствам оригинала (предметная область, тип объекта);
2) по степени общности и универсальности;
3) по требуемой степени адекватности (грубая — тонкая);
4) по назначению (классификационная, презентационная, операционная, имитационная);
5) по отношению к текущему времени (диагностические — прогностические).
Разъясним четвертую и пятую позиции этого списка.
Классификационные модели служат для отнесения объекта-оригинала к тому или иному виду (типу, категории, разряду и т. д.).
Презентационные модели создаются для ознакомления пользователей с оригиналом (фирмой, изделием, творческим коллективом, индивидуумом).
Через операционные модели могут управляться различные автоматические системы, в том числе роботы.
Имитационные модели используются, главным образом, для выяснения последствий множественных случайных воздействий на объект-оригинал. Этот вид моделей будет подробно изучаться на II курсе в рамках дисциплины «Имитационное моделирование экономических процессов».
Диагностические модели дают возможность выявлять скрытые свойства и характеристики объектов-оригиналов.
Прогностические модели позволяют обоснованно предсказать некоторые характеристики объекта-оригинала, вплоть до глобального масштаба (прогнозы погоды, развития эпидемий, экономического состояния; прогноз потепления мирового климата).