Инструментарий информационных технологий

Информационные технологии

Понятие «технология» имеет два равноправных толкования:

1) классическое: совокупность знаний о способах и средствах проведения некоторого процесса (это толкование восходит к греч. tйchnк — искусство, ремесло, мастерство, умение, наука);

2) более современное: сам процесс с составляющими его операциями и теми ресурсами, которые необходимы для проведения процесса.

В рамках первого из этих толкований под информационными технологиями (ИТ) понимают наборы правил, методических рекомендаций, иных материалов рецептурного характера для решения конкретных прикладных задач с помощью технических и программных компьютерных и коммуникационных средств. Попросту говоря, ИТ дают ответ на вопрос, с помощью каких средств и какими способами данную работу можно выполнить (по возможности наиболее эффективно).

Сегодня большинство видов человеческой деятельности в той или иной мере поддерживаются информационными технологиями.

Очевидно, наиболее массовыми являются офисные технологии общего назначения, такие как подготовка и обработка текстов, обработка числовых данных, упорядоченное хранение справочных данных.

К ИТ общего назначения можно отнести также современные технологии связи, такие как электронная почта, факс-модемная, сотовая и пейджинговая связь, поиск и извлечение информации в сети Интернет; игровые, обучающие и развлекательные мультимедиа-технологии.

Профессиональные, или предметно ориентированные ИТ служат для решения более или менее ограниченного круга специфических практических проблем. Применительно к вероятной будущей работе выпускников нашего Университета это, например, задачи экономиста, финансиста, менеджера, переводчика, социолога, юриста, web-мастера, искусствоведа, журналиста и многие иные виды деятельности.

В основе профессиональных ИТ лежат общие основные принципы, более или менее близки и реализованные в них способы взаимодействия с пользователем (пользовательский интерфейс).

Специальные дисциплины по ИТ будут изучаться на следующих курсах.

Традиционно главными инструментами ИТ считали:

— технические средства (ТС), или по-английски hardware, то есть «жесткую часть» — сами компьютеры, подключаемые к ним внешние устройства, аппаратуру и линии межкомпьютерной связи;

— программные средства (ПС), или software, то есть «пластичную часть» — программы различного назначения, управляющие работой ТС.

Эти инструменты могут работать только совместно, образуя вычислительные и коммуникационные комплексы и системы (ВК, КС).

По мере усложнения технических средств еще быстрее усложнялись и дорожали программные; сегодня стоимость всех программных средств ВК может намного превосходить стоимость его ТС.

На определенной стадии развития информатики возникло понимание того, что на равных правах с ТС и ПС выступает также:

— интеллектуальное обеспечение (brainware, «мозговая часть») совокупность методов и алгоритмов разработки ТС и ПС и построения ВС;

— технологическое обеспечение, часто называемое английским термином know how, то есть «знаю, как».Термин ноу-хау обрел «права гражданства» как в профессиональном, так и в общеразговорном и официальном русском языке.

Понятие «ноу-хау» уместно подразделить на несколько «знаний», а именно:

know how в узком понимании — знание способа выполнить данную работу;

know what («знаю, что именно...») знание, в чем конкретно состоит работа, которую предполагается выполнять;

know why («знаю, для чего...») знание цели выполнения этой работы;

know whom («знаю, для кого...») знание возможностей субъекта (адресата) верно воспринять результаты в предлагаемой ему форме;

know with («знаю, из чего ...») знание свойств исходной информации.

Излишне доказывать, что:

хорошо решить не ту задачу — значит плохо справиться с делом;

взяться за решение задачи, не представляя, для чего это нужно — с большой вероятностью означает выбрать неправильный путь решения,затратить излишние ресурсы, получить неполноценный конечный результат;

— выдать результат в форме, непонятной предполагаемому потребителю,также значит плохо справиться с делом;

— провести трудоемкий процесс тщательной и безупречной обработки дефектных исходных данных—значит сделать либо бесполезную(это в лучшем случае), либо даже вредную работу.

Владение всеми перечисленными «know» вопрос качества подготовки специалиста, его опыта, эрудиции, в определенной степени — деловой интуиции и, конечно же, ответственного отношения к этой важной стороне своей общей профессиональной вооруженности.