Свойства информации

Методы получения информации

Информацию мы получаем различными способами: при разговоре между людьми, через печатные издания и различные средства коммуникации — радио, телефон, телевидение, компьютер.

Откуда появляется новая информация? Ежедневный человеческий опытявляется важнейшим методом ее получения.

В прошлом этот метод был основным и практически единственным. Множество замечательных достижений было получено опытным путем, в процессе накопления опыта и вывода определенных умозаключений.

Как альтернатива накоплению опыта существовал и до сих пор существует так называемый метод проб и ошибок, или эвристический(от древнегреческого «эврика!» — «я нашел!») метод. При этом длительном и трудоемком подходе проводятся многократные эксперименты, после которых отбирают наиболее удачные варианты. В современной науке эвристический метод также имеет место, например в растениеводстве. Однако, как правило, он является недостаточно эффективным.

Научный подход характеризуется тем, что при его применении производится не беспорядочный перебор всех возможных вариантов, а целенаправленный поиск.При проведении исследования на научной платформе изучают, анализируют все известные достижения в конкретной области, проводят опыты. В результате применения целенаправленного поиска люди создали новые материалы и процессы, неизвестные природе. Этому поиску способствует развитие современной техники, которая позволяет обрабатывать большие объемы информации и получать все новые и новые результаты.

Любая информация должна обладать рядом свойств: достоверностью, полнотой, актуальностью, ясностью и ценностью.

Достоверность— истинное, объективное отражение действительности. Каждый человек воспринимает окружающую действительность субъективно, имея свой собственный, отличный от других взгляд и мнение. Смысл достоверности заключается в определении, насколько данная информация соответствует истинному положению дел. Недостоверная информация повлечет за собой неправильное понимание ситуации и принятие неверных решений.

Полнота— достаточное количество данных для понимания ситуации и принятия решений. Например, при получении сводки погоды нам потребуется полная картина: температура, влажность воздуха, осадки, направление ветра.

Актуальность— соответствие информации данной ситуации. Например, можно получить полную сводку погоды из достоверного источника. Но она окажется ненужной, если будет содержать сведения недельной давности.

Ясность— выражение информации в таком виде, который был бы понятен ее получателю. Представим, что у нас имеется достоверная, полная и актуальная информация о погоде на предстоящую неделю. Но эта информация записана (или произнесена) в терминах и обозначениях синоптиков, непонятных большинству людей. В этом случае она окажется бесполезной.

Ценность— нужна ли информация для решения данной проблемы. Одна и та же информация может быть очень важной в одной ситуации и быть абсолютно бесполезной в другой. Так, информация о погоде в городе N представляет большой интерес для жителей этого города и совсем не нужна жителям города М (за исключением разве что тех, кто собрался в город N на отдых или в командировку).