Тема 5. Сбор информации о бизнес-процессах.

Количество процессов, находящихся в подчинении у одного владельца, не должно превышать типовые нормы управляемости.

У одного владельца в подчинении может быть не более чем 7-9 процессов. При этом если процессы в организации построены по принципу вложенности сверху вниз, то для руководителей верхнего уровня количество процессов должно бытьменьше 7, так как сложность управления объектами растет с их размером.

Практический опыт выделения процессов и построения систем процессного управления в российских организациях говорит о том, что для организаций численностью до 100—150 сотрудников можно выделять не более 7—8 процессов, связанных с основной и вспомогательной деятельностью. Для организаций более крупного масштаба количество процессов, выделяемых для построения системы управления, может составлять 15—20 [2].

Это не означает, что количество процессов останется неизменным в течение длительного периода времени. Изменение числа и состава процессов могут быть вызваны следующими факторами:

• Изменение внешней среды организации и, как следствие, изменение стратегических целей, направлений бизнеса, способов ведения бизнеса и управления бизнесом.

• Изменение и развитие информационного обеспечения биз­неса и управления может привести к продвижению схем процессного управления вниз по ступеням иерархии и де­композиции процессов на подпроцессы, их составляющие.

• Изменение организационной структуры предприятия, состава, зон ответственности руководителей и их персоналий, тоже может привести к изменениям в составе и структуре процессов.

Таким образом, выделенные процессы не могут оставаться неизменными раз и навсегда. Периодически необходимо проводить аудит процессов с целью выяснения их эффективности и целесообразности пересмотра.

 

Первым этапом анализа процессов является сбор информации о них. Эта информация обычно собирается путем анкетирования и интервьюирования.

Удобным инструментом для сбора информации, необходимой для моделирования и анализа процессов, является информационная таблица и другие формы, разработанная специалистами Государственного университета управления. Они предлагают следующие рабочие формы, в которых фиксируется деятельность организационной единицы (подразделения или сотрудника) (см. таблицу 2). В колонку 1 выписываются виды деятельности (работы, задачи, функции и прочее) отдельного структурного подразделения или должностного лица, как это отражено в организационно-распорядительной документации. В колонке 2 ставится отметка об актуальности такой информации. В случае если подразделение или работник действительно выполняют данную работу, то актуальность обозначается «галочкой». Если данная работа не выполняется, то в колонке 2 напротив работы ставиться «нолик». В колонке 3 проставляется периодичность осуществления данной деятельности – ежедневно, еженедельно, ежеквартально или иное. В результате решения любой управленческой задачи должен рождаться документ. Название такого документа заносится в колонку 4, где так же может быть приведена ссылка на код формы документа. В колонке 5 фиксируется исполнитель данной работы. Если таблица составляется на отдельного исполнителя, то данная графа отсутствует, но над шапкой таблицы должно быть указано, кто является исполнителем данных работ. В колонке 6 оценивается трудоемкость выполнения данного вида деятельности в человеко-часах. В качестве примечаний (колонка 7) обычно указываются предложения по оптимизации выполнения работы, проблемы, возникающие при решении данной задачи, и прочее. После того как список всех работ, указанных в документации, исчерпан, в таблице проводится красная (или двойная) черта, после которой в том же порядке указываются работы не отраженные в документации, но реально выполняемые подразделением или сотрудником.

Более подробное описание процессов можно получить, используя информационную таблицу 3.

Порядок заполнения ее таков:

1. В общем случае работа имеет несколько входящих документов и несколько исходящих документов. Количество входящих и выходящих документов в общем случае не равно.

2. Каждый документ заносится в отдельную ячейку. Один документ может рассылаться в несколько подразделений / организаций и по различным видам связи.

Процесс сбора информации должен быть обязательно административно подкреплен приказом высшего руководства. Необходимым для успешного сбора данных условием является разъяснительная работа с сотрудниками, заполняющими информационные формы.

Формы всех рабочих документов, упомянутых в информационной таблице, так же должны быть представлены исследователям. Для этого необходимо их собрать, сброшюровать (если это бумажные документы) и составить опись по форме таблицы 4.

Порядок формирования перечня:

1. Все пересылаемые документы заносятся в опись. Сама опись пересылается как лист файла *.xls в виде вложенного документа в основное сообщение по электронной почте.

2. В случае передачи документов в бумажном виде создается подшивка, в которой все документы нумеруются в верхнем правом углу. На всю подшивку создается опись, которая подшивается первым листом к другим документам в одну подшивку.

3. В случае если одна часть документации передается в бумажном виде, а другая часть – в электронном, в опись заносятся пронумерованные бумажные документы, а затем перечисляются документы, передаваемые в электронном виде.

 

Таблица 2-Анализ деятельности организационной единицы

Виды работ по положению, должностной инструкции или другим документам Фактически выполняемые работы Периодичность выполнения Документ, получаемый в результате Исполнитель (в случае структурного подразделения, состоящего из нескольких человек) Трудоемкость (в человеко-часах) Примечания
Проектирование процессов управления Раз в полугодие Блок-схема алгоритма процесса Менеджер по организационному проектированию Предлагается использование специализированной программы

 

Таблица 3 -Информационная таблица

Наименование задач, решаемых в ходе реализации должностных обязанностей Информация, необходимая для решения данной задачи Источник информации, необходимой для решения задачи (отдел, исполнитель или другое) Вид связи, посредством которой передается информация Документ (документы), получаемый в результате решения задачи Срок или периодичность выполнения задачи Потребитель результирующего документа Вид связи, посредством которой передается Результирующий документ
Подготовка и ведение таблиц по статистическому анализу продаж Данные о фактических продажах Торгующие подразделения Локальная сеть e-mail Отчет о продажах 2 раза в месяц Менеджер отдела планирования, проект-менеджер, коммерческий директор Локальная сеть e-mail
Счета фактур Бухгалтерия E-mail Отчет об остатках Менеджер отдела планирования, проект-менеджер, коммерческий директор E-mail
Прогноз продаж Коммерческий директор Бумажный документ

 

Таблица 4 -Форма описи документов.

Номер (проставляется на правом верхнем углу бумажного документа) Название документа Имя файла, содержащего форму документа
Счет-фактура factura. doc
Заполняется в случае передачи формы документа в бумажном виде   Заполняется только в случае передачи формы документа в виде вложения в основное сообщение по электронной почте

 

Также полезной информацией является описание самим сотрудником своих должностных обязанностей. Описанные выше формы можно использовать как для анкетирования, так для интервьюирования. На основе полученной информации (при необходимости своевременно пополняя и актуализируя ее путем проведения дополнительных интервью) можно начать моделировать процессы