Тема 5. Сбор информации о бизнес-процессах.
Количество процессов, находящихся в подчинении у одного владельца, не должно превышать типовые нормы управляемости.
У одного владельца в подчинении может быть не более чем 7-9 процессов. При этом если процессы в организации построены по принципу вложенности сверху вниз, то для руководителей верхнего уровня количество процессов должно бытьменьше 7, так как сложность управления объектами растет с их размером.
Практический опыт выделения процессов и построения систем процессного управления в российских организациях говорит о том, что для организаций численностью до 100—150 сотрудников можно выделять не более 7—8 процессов, связанных с основной и вспомогательной деятельностью. Для организаций более крупного масштаба количество процессов, выделяемых для построения системы управления, может составлять 15—20 [2].
Это не означает, что количество процессов останется неизменным в течение длительного периода времени. Изменение числа и состава процессов могут быть вызваны следующими факторами:
• Изменение внешней среды организации и, как следствие, изменение стратегических целей, направлений бизнеса, способов ведения бизнеса и управления бизнесом.
• Изменение и развитие информационного обеспечения бизнеса и управления может привести к продвижению схем процессного управления вниз по ступеням иерархии и декомпозиции процессов на подпроцессы, их составляющие.
• Изменение организационной структуры предприятия, состава, зон ответственности руководителей и их персоналий, тоже может привести к изменениям в составе и структуре процессов.
Таким образом, выделенные процессы не могут оставаться неизменными раз и навсегда. Периодически необходимо проводить аудит процессов с целью выяснения их эффективности и целесообразности пересмотра.
Первым этапом анализа процессов является сбор информации о них. Эта информация обычно собирается путем анкетирования и интервьюирования.
Удобным инструментом для сбора информации, необходимой для моделирования и анализа процессов, является информационная таблица и другие формы, разработанная специалистами Государственного университета управления. Они предлагают следующие рабочие формы, в которых фиксируется деятельность организационной единицы (подразделения или сотрудника) (см. таблицу 2). В колонку 1 выписываются виды деятельности (работы, задачи, функции и прочее) отдельного структурного подразделения или должностного лица, как это отражено в организационно-распорядительной документации. В колонке 2 ставится отметка об актуальности такой информации. В случае если подразделение или работник действительно выполняют данную работу, то актуальность обозначается «галочкой». Если данная работа не выполняется, то в колонке 2 напротив работы ставиться «нолик». В колонке 3 проставляется периодичность осуществления данной деятельности – ежедневно, еженедельно, ежеквартально или иное. В результате решения любой управленческой задачи должен рождаться документ. Название такого документа заносится в колонку 4, где так же может быть приведена ссылка на код формы документа. В колонке 5 фиксируется исполнитель данной работы. Если таблица составляется на отдельного исполнителя, то данная графа отсутствует, но над шапкой таблицы должно быть указано, кто является исполнителем данных работ. В колонке 6 оценивается трудоемкость выполнения данного вида деятельности в человеко-часах. В качестве примечаний (колонка 7) обычно указываются предложения по оптимизации выполнения работы, проблемы, возникающие при решении данной задачи, и прочее. После того как список всех работ, указанных в документации, исчерпан, в таблице проводится красная (или двойная) черта, после которой в том же порядке указываются работы не отраженные в документации, но реально выполняемые подразделением или сотрудником.
Более подробное описание процессов можно получить, используя информационную таблицу 3.
Порядок заполнения ее таков:
1. В общем случае работа имеет несколько входящих документов и несколько исходящих документов. Количество входящих и выходящих документов в общем случае не равно.
2. Каждый документ заносится в отдельную ячейку. Один документ может рассылаться в несколько подразделений / организаций и по различным видам связи.
Процесс сбора информации должен быть обязательно административно подкреплен приказом высшего руководства. Необходимым для успешного сбора данных условием является разъяснительная работа с сотрудниками, заполняющими информационные формы.
Формы всех рабочих документов, упомянутых в информационной таблице, так же должны быть представлены исследователям. Для этого необходимо их собрать, сброшюровать (если это бумажные документы) и составить опись по форме таблицы 4.
Порядок формирования перечня:
1. Все пересылаемые документы заносятся в опись. Сама опись пересылается как лист файла *.xls в виде вложенного документа в основное сообщение по электронной почте.
2. В случае передачи документов в бумажном виде создается подшивка, в которой все документы нумеруются в верхнем правом углу. На всю подшивку создается опись, которая подшивается первым листом к другим документам в одну подшивку.
3. В случае если одна часть документации передается в бумажном виде, а другая часть – в электронном, в опись заносятся пронумерованные бумажные документы, а затем перечисляются документы, передаваемые в электронном виде.
Таблица 2-Анализ деятельности организационной единицы
Виды работ по положению, должностной инструкции или другим документам | Фактически выполняемые работы | Периодичность выполнения | Документ, получаемый в результате | Исполнитель (в случае структурного подразделения, состоящего из нескольких человек) | Трудоемкость (в человеко-часах) | Примечания |
Проектирование процессов управления | Раз в полугодие | Блок-схема алгоритма процесса | Менеджер по организационному проектированию | Предлагается использование специализированной программы |
Таблица 3 -Информационная таблица
Наименование задач, решаемых в ходе реализации должностных обязанностей | Информация, необходимая для решения данной задачи | Источник информации, необходимой для решения задачи (отдел, исполнитель или другое) | Вид связи, посредством которой передается информация | Документ (документы), получаемый в результате решения задачи | Срок или периодичность выполнения задачи | Потребитель результирующего документа | Вид связи, посредством которой передается Результирующий документ |
Подготовка и ведение таблиц по статистическому анализу продаж | Данные о фактических продажах | Торгующие подразделения | Локальная сеть e-mail | Отчет о продажах | 2 раза в месяц | Менеджер отдела планирования, проект-менеджер, коммерческий директор | Локальная сеть e-mail |
Счета фактур | Бухгалтерия | Отчет об остатках | Менеджер отдела планирования, проект-менеджер, коммерческий директор | ||||
Прогноз продаж | Коммерческий директор | Бумажный документ |
Таблица 4 -Форма описи документов.
Номер (проставляется на правом верхнем углу бумажного документа) | Название документа | Имя файла, содержащего форму документа |
Счет-фактура | factura. doc | |
Заполняется в случае передачи формы документа в бумажном виде | Заполняется только в случае передачи формы документа в виде вложения в основное сообщение по электронной почте |
Также полезной информацией является описание самим сотрудником своих должностных обязанностей. Описанные выше формы можно использовать как для анкетирования, так для интервьюирования. На основе полученной информации (при необходимости своевременно пополняя и актуализируя ее путем проведения дополнительных интервью) можно начать моделировать процессы