Стадии развития психики

 

В развитии психики выделяются три стадии [Головин с. 461:

1. Стадия элементарной сенсорной психики (сенсорика – это ощущения) – у простейших организмов, прежде всего многоклеточных, живущих в воде. Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

2. Стадия перцептивной психики (перцепция – это восприятие). Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а предметами в целом. Воспринимаются не отдельные факторы, а целостные образы. Стадия характерна для рыб, насекомых и животных более высокого уровня развития.

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

 

3.Стадия интеллекта. Характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Эта стадия характерна для высших позвоночных животных – птиц, собак, дельфинов, обезьян и др.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т.д.

Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов, не осознаются ими, не обобщаются и не передаются через речь, письмо и т.п. Передаются только через подражание действию, а не понимание результата. Подражание для получения результата у обезьян не доказано [Гамезо, с. 51].

 

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врождённые и приобретённые в процессе жизни формы поведения животных [Гамезо].

 

Инстинкты и их классификация

 

Инстинктыврождённые, т.е. наследственно закреплённые формы поведения. Например, комар откладывает личинки на любую блестящую поверхность, а не только на воду. Т. е. он не понимает значения воды для выживания личинок. Паук бросается не только на попавшую в паутину муху, но и на вибрирующий камертон. Лягушка набрасывается лишь на летящую мошку. В окружении неподвижно сидящих насекомых она умрёт с голоду. Птица высиживает «яйцо» из мела или камня, не отличая его от настоящего.

Инстинктивное поведение целесообразно только в стабильных условиях, типичных для способа жизни данного вида животных. Достаточно несколько изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение потеряло целесообразность.

Рис.5. Врожденная реакция птенцов черного дрозда на приближение кисти руки человека к гнезду

Так, пчела будет продолжать откладывать мед в соты, даже если их дно срезано. Детеныши бобров, искусственно вскормленные и выросшие в помещении, начинают воздвигать плотину, если им дать строительный материал, хотя никакой надобности в этом уже нет.

Таблица 6 –Классификация инстинктов (по Симонову) [Еникеев, с. 49]

 

Витальные Ролевые Саморазвития
Пищевой Половой Имитационный (подражательный)
Питьевой Родительский Игровой
Оборонительный Резонанса, «сопереживания» Преодоления сопротивления
Регуляции сна Территориальный Свободы
Экономии сил Иерархический Исследовательский

 

Приобретённые и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.

Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян не доказано [Гамезо].

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.