Виды общения по типу целей

Барьеры общения

 

Барьерами общения могут служить: темперамент, характер, акцентуации характера, манеры общения, отрицательные эмоции, неправильная речь.

Эгоцентризм – стремление рассуждать со своей точки зрения (со своей колокольни), невосприятие партнёра и его чувств [Соц.псих., с. 93].

Эготизм – стремление человека говорить о себе.

Чрезмерная впечатлительность и мнительность.

Тревожность, застенчивость, отчуждённость, истероидность, невротизация.


Все виды общения по типу целей можно разделить на 2 группы: формальное общение (ролевое) и неформальное (личностное).

К формальным видам общения, определяемым служебным, профессиональным и статусным положением, относят:

1. Деловое общение – в интересах дела (менеджер, маркетолог– потребитель, поставщик, начальник–подчинённый, коллега–коллега).

2. Профессиональное общение (менеджер–маркетолог, педагог–педагог, конструктор–конструктор).

3. Ролевое общение (врач–пациент, водитель–пассажир).

К неформальным видам общения относят:

1. Утилитарно-прагматическое (примитивное): общение в целях извлечения пользы для себя, в личных интересах.

2. Духовное (доверительное, аффилиативное). Межличностное общение друзей, когда можно «поговорить по душам», получить совет, поддержку или сочувствие друга.

3. Манипулятивное общение направлено на изменение или инициирование поведения собеседника, нужного и выгодного манипулятору, с использованием приёмов манипуляции (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», ложь, демонстрация доброты, прикидывание больным, обиженным, несчастным; молчание как проявление обиды, изображение недовольства, проявление недоверия).

4. Светское (ритуальное) общение – общение с целью времяпрепровождения, поддержания связей, обмена новостями. Люди говорят не о том, что их волнует, а то, что положено говорить в подобных случаях – в дни рождения, свадьбы, юбилея.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт; 2) одобрение, согласие: «не критикуй собеседника», «избегай возражений»; 3) симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности: «твои действия должны быть такими, каких требует договорённость»; 2) принцип достаточности информации – говори не больше и не меньше чем требуется; 3) не обманывай; 4) выражай мысль ясно и кратко; 5) умей слушать и понять.

 

Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу».