Либерально-демократические реформы в царствование Александра II (1855 – 1881).

Переходя к эпохе великих реформ, надо сказать, что Николаевское царствование оказалось в некоем объективном тупике. Общество и государство развиваются, и Крымская война показала, что без этого развития невозможно противостоять внешнему противнику. Повторилась ситуация Петровского времени, когда противостояние со шведами вынудило Россию модернизировать прежде всего армию, да и всю государственную систему. Хотя Николай I очень походил на Петра, а Александр II никак на него не походил, роль Петра всё же пришлось исполнять Александру II и проводить комплексные реформы. Речь идёт об освобождении крестьян и прочем.

Император Александр II и его отношение к церковной жизни

Получил христианское воспитание. Родители: мать Александра Феодоровна, урожд. принцесса Прусская активно занималась благотворительностью, старалась следовать в личной жизни евангельским заповедям. Отец, имп. Николай I: строгость, аскеза, укорял сына в сентиментальности, лености, самолюбии. Воспитатели: 1) боевой офицер, герой Аустерлица, К.К. Мердер, 2) большее влияние – второго воспитателя Василия Андреевича Жуковского: положил в основу воспитания Наследника систему Песталоцци. Кроме романтическо-идеалистической ноты, внушал воспитаннику чувство «гуманности и справедливости» (сам Жуковский освободил своих крестьян). Законоучителя: 1) с 1826 г. прот. Георгий Павский (написал для наследника две книги по Закону Божию – «Христианское учение в краткой системе» и «Начертание церковной истории», преподавание начал христианского учения пытался связать с процессом развития детской и отроческой души. Книги были напечатаны с Высочайшего соизволения, но свт. Филарет (Дроздов) сделал строгие замечания о «сомнительном православии», преподаваемом наследнику), 2) с 1835 г. прот. Василий Бажанов (бывший профессор МДА, в дальнейшем протопресвитер, член Синода с 1850 по 1883 г.).

Начало царствования имп. Александра II: оживление госуд. и обществ. жизни.

1) Неудача Крымской войны побудила правительство обратить внимание на недостатки государственного устроения предыдущей эпохи, осознать необходимость реформ.

2) Усилилось стремление общества к участию в улучшении государственного и общественного управления.

3) Журналистика, активизировавшаяся вследствие ослабления цензуры, отражала оживленное обсуждение вопросов, став влиятельным фактором общественного мнения.

4) Гласность: в печати стали подниматься вопросы, доселе обсуждаемые лишь в секретных комитетах и комиссиях, при закрытых дверях.

5) В проповедях архиереев – Казанского архиеп. (с 1856 г. С.-Петербургского митр.) Григория (Постникова), Херсонского архиеп. Иннокентия (Борисова) († 1857) – звучали призывы к «действованию соединенными силами», то есть силами и средствами Церкви и государства .

Государь открыто выступил инициатором перемен[1]: ему стали поступать записки, проекты, предложения. Отменено крепостное право, телесные наказания, предоставлены широкие права земствам, введена гласность и публичность судов, независимость судей, адвокатура[2]. Требовали улучшения и многие стороны церковной жизни: бедность приходского духовенства, проблемы, связанные с духовными школами, тяготящая замкнутость духовного сословия. Неизбежно вставал вопрос о высшем церковном управлении: синодальная система, по крайней мере, в сложившемся к сер. XIX в. виде, вызывала много нареканий. Но: насколько реформы должны быть радикальными? И – какими методами они должны осуществляться?

Царствование Александра II было не безоблачно: Царь-Освободитель, на которого было совершено 8 покушений, последнее из которых – 1 марта 1881 г. – окончилось гибелью императора.