Проблемы незаконного использования информационных ресурсов

Учебные вопросы

Базы данных: типы (реляционные, сетевые, иерархические); и особенности (распределенные, централизованные). Угрозы информационной безопасности и технологии противодействия. Особенности процесса информатизации правовой сферы российского общества, появление рынка услуг доступа в сеть, деятельность э-платежных систем, развитие сетей мобилрадиосвязи, которые вызвали проблемы незаконного использования инфоресурсов фирм-провайдеров и операторов связи, мошенничества с применением Интернет и ряда иных преступлений в сфере высоких технологий.

База данных совокупность сведений, хранимых в запоминающих устройствах ЭВМ. АБД включает БД, организационно-технические, программные, языковые средства, реализующие доступ и управление данными. Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания БД поддержания их в актуальном состоянии, организации поиска в них информации. Типы БД: реляционные, сетевые, иерархические. По технологии обработки данных БД подразделяют на централизованные и распределенные. Распределенная БД состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Централизованный характер CУБД предполагает необходимость администратора (физич. лица или группы лиц), на которого возлагаются функции администрирования данными, хранимыми в базе.

Проблемы правового регулирования сетевых, электронных СМИ и Интернет.

Ограниченный ресурс окружающего пространства (спектр радиочастот, количество эфирных каналов и кабельных сетей) приводит к необходимости государственного регулирования данной сферы распространения СМИ (посредством лицензирования), законодательного регулирования информационных отношений в этой области с целью обеспечения плюрализма мнений, многообразия программ, обеспечивающих свободу поиска и получения информации каждым, объективной подачи материала.

Лишь отдельные владельцы или держатели сайтов в Интернет регистрируют их как СМИ (хотя они таковыми не всегда являются по Закону) и получают лицензии на такую деятельность. Но Закон о СМИ отражает не специфику публичности массовой информации (тем более ее участников), а особенности ее производства и распространения. Т.о. режим массовой информации раскрывается здесь только через его организационно-правовую основу. (в ТГиП СМИ – это политический институт).

По существу нет необходимости применения государственных мер по регистрации и лицензированию такой деятельности в Интернете, за исключением ограничения распространения т.н. вредной, опасной для общества (экстремистской) информации.

Исторически сложилось так, что Интернет сам по себе никогда, ни в США, ни в Западной Европе, не был предметом госконтроля. Подключившись к сети Интернет (при наличии подсоединения) каждый получает возможность пользоваться предоставляемыми ею услугами, и сам предоставлять другим свои услуги (информационные, коммуникационные). В этом отличие Интернета от иных технологий связи (подконтрольных государству) и информации (свободной от госконтроля).

Однако размещение информации на сайте является способом распространения массовой информации и потому м.б. урегулировано правом.

Так, ст.1274 ГК РФ допускает «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях»без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования[22]. Оцифровка библиотечных фондов должна осуществляться только по договоренности с автором[23]. Лицензионные нормативы к наличию у вуза информационно-библиотечных ресурсов включают требования по обеспеченности обучающихся доступом по договору через сеть Интернет к электронно-библиотечной системе, напр., ЭБС IPRbooks (IPR-Media), и ее характеристикам[24]. Доступ физических и юридических лиц РФ к иностранным информпродуктам, средствам международного информационного обмена осуществляется по правилам, установленным собственником или владельцем этих средств и продуктов.

Ответственность за распространение информации в Сети (Интернете) несет каждый пользователь; провайдер обязан предупреждать в ясной и доходчивой форме об ответственности за ненадлежащее ее распространение[25]; оцениваются в основном последствия массового ее распространения. Споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматриваются судом - общей юрисдикции, арбитражным, третейским. Нарушение прав на (коммерческую) тайну влечет за собой в соответствии с законодательством РФ ответственность – дисциплинарную (в случае разглашения сведений, составляющих тайну - п.7 ст.243 ТК РФ), административную (ст. 13.1-13.24 гл. 13 КоАП РФ), уголовную (ст. 272-274 гл.28 УК РФ), гражданско-правовую (ст.128 ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав).

Таковы базовые принципы отношений по распространению информации посредством глобальных телекоммуникационных сетей.

Процесс информатизации российского общества, появление рынка услуг доступа в сеть Интернет, деятельность электронных платежных систем, развитие сетей мобильной радиосвязи вызвали проблемы незаконного использования информресурсов фирм-провайдеров и операторов связи, мошенничества с применением сети Интернет[26] и ряда других преступлений в сфере высоких технологий.

Следствием развития глобальных ИТС, становления «хакерского» движения и возникновения «высокотехнологичных» организованных групп стало появление реальной угрозы (мотивация: хулиганство, личные политические убеждения и за вознаграждение) проведения преступниками целенаправленных мероприятий по блокированию работы отдельных инфоресурсов[27] и организованному противодействию функционированию ИТС в целом.

Наибольшую угрозу безопасности ИТС и их пользователей (юзеров, абонентов, частных и общественных организаций, госорганов) представляют: а) преступность в сфере телекоммуникаций: незаконный оборот радиоэлектронных устройств, контрабанда высокочастотных РЭУ (выше 9 кГц) и СТС, специальных технических средств (для негласного съема информации), незаконное использование информпотоков, услуг и ресурсов – «черный рынок»; б) преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28 УК РФ, ст. 272-274): несанкционированный доступ к компьютерной информации, электронные платежные системы, «черный» рынок программного обеспечения, распространение вредоносных программ (в Сети[28] их около 300 млн.), порноматериалов с участием детей, мошеннические действия в отношении пользователей сети Интернет.

Анализ криминальной обстановки в сфере высоких технологий показывает, что преступная активность в данной области напрямую зависит от состояния развития информационной сферы государства.

Качество профессиональной борьбы с преступностью в сфере высоких технологий, с компьютерной преступностью зависит и от уровня профессиональной подготовки юристов, в т.ч. от знаний, умений и навыков применения ими новых и новейших ИТ.


Раздел 2. Правовые системы и автоматизированные рабочие места юристов