Музыкальная форма в опере

Сквозная форма

Куплетная форма

Это точное повторение музыки с разным текстом. Встречается в отдельных произведениях и в операх. Иногда эту форму называют строфической. Сам куплет по форме – не всегда период: возможна простая двухчастная, реже – простая трехчастная безрепризная форма. Может быть куплет с припевом (припев повторяет и музыку, и текст).

Существуют разновидности куплетной формы.

1. Куплетно-вариационная форма. Это повторение, аналогичное глинкинским вариациям. Сама остинатная мелодия может передаваться от одной группы голосов к другой, меняя тембровую окраску, а иногда и тональность. Эта форма широко распространена в русской и советской опере.

2. Куплетно-вариантная форма. Мелодия меняется на основе принципов вариантности. Варьироваться могут высотная или ритмическая сторона мелодии. В отличие от орнаментальной вариации мелодия не дробится. Вариант запускает структурные и масштабные изменения. Если вариация – производное от темы явление, то вариант и тема равноправны. В.В. Протопопов отмечает два типа этой формы:

а) тождественного порядка – с сохранением структуры;

б) типа прорастания – с масштабным ростом (сохраняется лишь начальное интонационное зерно). Такая форма наблюдается в песне Шуберта «Мельник и ручей».

Иногда ее называют «стихотворение с музыкой». Характерно следование музыки за развитием сюжета. В сквозных формах написано большинство песен Листа, что вытекает из общих эстетических позиций композитора. В конце XIX – начале XX века ее можно увидеть в творчестве Вольфа, Метнера, Прокофьева.

Особенности:

1. Форма основана на непрерывном развитии без внутренних контрастов.

2. Может быть основана на контрастном сопоставлении (подобно контрастно-составной форме). В основе лежит чередование эпизодов более крупных и оформленных, иногда соединяемых речитативными связками. При этом могут быть элементы репризности, фактурные переклички. Эта форма может приближаться к контрастно-составной, отличаясь от нее меньшими размерами частей, меньшей их самостоятельностью и бóльшим их количеством («Лорелея» Листа).

3. Форма может быть основана на контрастном развертывании. Этот принцип основан на небольших, как правило, структурно не оформленных эпизодах (Шуберт, «Ожидание», «Кубок»). Этот тип характерен для баллад. Музыка следует за сменой образов текста. Вне баллад встречается у Листа («Всюду тишина и покой»).

Опера – синтетический жанр, включающий музыку, сценическое действие, слово, балет, декорации и т.д.

За четыре века истории оперы в ней сложилось множество жанровых видов: dramma per musica, опера-seria, опера-buffa, «большая французская опера», зингшпиль, камерная опера XX века, опера-балет, моноопера XX века, рок-опера, киноопера и т.д.

Завязка конфликта – резкий перелом в сценическом действии. Она может быть в любом месте оперы:

· например, в 3 действии («Иван Сусанин»)

· или даже до оперы («Царская невеста»),

· но чаще всего – в 1-м действии оперы («Травиата»).

Кульминация – наивысший момент столкновения действия и контрдействия («действие» - группа положительных персонажей и линия их развития; «контрдействие» - группа отрицательных персонажей и линия их развития). Кульминацией может быть наивысший момент развития либо действия, либо контрдействия. Может быть несколько кульминаций.

Развязка – исчерпание конфликта. В напряженно-драматических операх возможно совпадение кульминации и развязки (например, заключительная сцена из оперы «Кармен»).

Существуют несколько типов композиций оперы:

1. В XVII–XVIII веках существовала номерная структура. Ее преимущество – возможность дать развернутую характеристику героев, недостаток – остановка действия.

2. Во второй половине XIX века преобладало сквозное развитие (Вагнер). Его преимущество – непрерывное развитие, недостаток – слишком большая текучесть форм.

3. Идеальный вариант – законченные номера, объединенные в сцены. (Римский-Корсаков, Чайковский).

Музыка в опере главенствует, но есть вокальная сторона, поэтому оркестр не должен заглушать вокальные партии.

В опере кроме арий, ансамблей и им подобного есть большое количество речитативов. Существуют несколько типов речитативов. В опере XVII века – secco и accompagnato (частный случай аккомпанированного речитатива – облигатный, с обязательным солирующим инструментом). Римский-Корсаков отмечает следующие виды речитативов:

1. In piacere – свободный в ритмическом отношении, типа secco.

2. In tempo – «в такт».

Типы речитативов в опере XIX века:

1. Декламационный тип (без распевов, с совпадением речевых и музыкальных акцентов, характерна апериодичность в появлении цезур).

2. Ариозный тип (стих сохраняется, но мелодия начинает вести за собой текст).

3. Кантиленный тип (слово перестает играть ведущую роль; много слоговых распевов, акценты музыки и стиха не совпадают).

В музыке ХХ века, конкретно в творчестве Шёнберга, можно выделить такие типы:

1. Sprechgesang.

2. Sprechstimme.