Форма bar
Формы вокальной музыки
Сочетание сонатности и цикличности
Сочетание сонатности и трехчастности
Есть несколько случаев сочетания этих форм.
1. Во внутреннем взаимодействии: простая трехчастная форма с контрастной серединой и с кодой, построенной на материале середины: Чайковский, финал симфонии №6:
A | B | A | Coda (B) |
h | D | h | h |
ГП | ПП | ГП | ПП |
2. Во внешнем сопоставлении – когда один из разделов трехчастной формы написан в сонатной форме (Бетховен, Скерцо 9 симфонии; Вагнер, Увертюра к «Тангейзеру» - средняя часть).
3. Реприза резко сжимается, и ПП экспозиции сдвигается в центр формы, поэтому возникает аналогия со сложной трехчастной формой. В этом случае тональный план часто бывает обращенным (ПП в S).
Например, Шопен, Баркарола:
Экспозиц. | Реприза | |||||
Вст. | А | СвВ | А | В | Кода | |
3-ч. | период | |||||
Cis | A-dur (2 темы) | Cis | Cis |
В этом случае образуются одночастные формы, в которых явно сказываются черты, свойственные циклическим формам (темповые и тематические контрасты), поэтому отдельные разделы вызывают ассоциации с той или иной частью цикла. Возможны два варианта:
ГП | ПП | Разр. | Репр. |
I ч. | Медл. ч. | Скерцо | Финал |
либо:
ГП | ПП | Разр. | Репр. | |
I ч. | Эпизод + | Разработка | Финал | |
(Ворой случай – в сонате си-минор Листа.) В. Бобровский пишет о постоянном совмещении функций.
Специфика анализа вокальной музыки осложняется наличием текста. Мелодия может быть связана с речевой интонацией более или менее непосредственно. Художественный образ стиха может отразиться в музыке обобщенно (например, у Глинки) и детализированно (у Даргомыжского). Может присутствовать словесная инструментовка стиха: аллитерация (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных).
Особенности вокальной музыки:
1. Начальные периоды, которые в инструментальной музыке оттеняются кадансом, в вокальной часто незамкнуты. Фактором завершенности служит текст.
2. Малая пригодность для мотивной разработки, поэтому нехарактерны развивающие построения. Основной способ развития – вариантно-продолжающее развитие. Вариантность распространяется и на репризы.
Формы вокальной музыки – те же, что и в инструментальной, но есть свои специфические формы.
Используется в протестанских хоралах XVI–XVII веков, в искусстве миннезингеров.
Названия частей:
Stollen I (столла, куплет);
Stollen II;
Abgesang.
Первая и вторая столлы образуют вместе Aufgesang. Часть В обычно в 1,5–2 раза длиннее, чем А. Форма bar может быть двух видов: репризная и безрепризная (репризный bar – по принципу простой двухчастной формы): А А В (А А1 В).
Как правило, в этой форме пишется последний хор в кантатах Баха.