Сочетание сонатности и вариационности
Свободные и смешанные формы
Контрастно-составная форма
Другие виды циклов
Малый, или двухчастный, цикл – прелюдия и фуга. У Ц. Франка – прелюдия, хорал и фуга.
В XIX веке – цикл фортепианных миниатюр (Шуман, Чайковский).
Вокальные циклы: Шуберт, Шуман, Малер, Мусоргский, Свиридов.
В каждом из циклов существуют свои закономерности, объединяющие части в целое.
Понятие «контрастно-составная форма» было введено В.В. Протопоповым в 60-е годы ХХ века. Другие термины – «слитно-циклическая форма», «слитный цикл».
Эта форма занимает промежуточное положение между одночастными и циклическими, но по значению она не промежуточная.
Контрастно-составными называются формы, состоящие из двух или более частей, обладающие контрастом циклического типа, самостоятельностью формы частей, которые идут без перерыва.
Каждая из частей может иметь какую-либо структуру (любую), а может и не иметь ее.
Область применения: оперные арии с речитативами, хоры, части месс, духовные концерты, фантазии, рапсодии; в XVII–XVIII веках – итальянские и французские увертюры.
Связи между частями могут быть тональные, интонационные, тематические.
Контрастно-составная форма может быть репризной и безрепризной. Пример репризной формы – фантазия Моцарта c-moll (перед 14 сонатой), пример безрепризной – ария Руслана.
По тональному признаку контрастно-составная форма также может быть замкнутой и разомкнутой.
Наиболее новые достижения инструментальной музыки эпохи романтизма были связаны со сменой внутренних прототипов: вместо риторики и драмы – поэзия и литература. Это означало отход от классических норм мышления, вхождение через программность в образный мир («Художественное освобождение индивидуального содержания от схематизма и есть и остается нашей главной задачей» (Ф. Лист)).
В музыкальных произведениях новое художественное сознание сказалось в появлении новых жанров – баллады, поэмы и т.д.
Понятие свободных форм не отрицает их структуру, но означает индивидуальную структуру, видоизменение какой-либо типовой формы.
Л. Мазель отмечает три типа свободных форм:
1. Видоизменение сонатной формы.
2. Смешение принципов разных форм (в том числе и сонатной).
3. Собственно свободная форма.
Смешанными называются формы, основанные на соединении существенных признаков двух и более форм.
Это сочетание характерно для музыки на народные темы. Если используются три темы, то часто первая со своим циклом вариаций играет роль вступления, вторая (и цикл вариаций на нее) – роль главной партии, третья – роль побочной партии.
В основе лежит сонатная форма, но ГП и ПП представляют собой циклы вариаций (Глинка, «Арагонская хота», «Камаринская»; Балакирев, «Увертюра на три русских народных темы»). Этот тип характерен для русской музыки.
В западно-европейской музыке сочетание сонатности и вариационности носит другой характер. В этих сочинениях сонатная форма возникает на основе свободного варьирования одной темы. В результате все разделы формы оказываются свободными вариациями на одну тему. Лист довел этот принцип до высшего предела, в результате чего получил принцип монотематизма.
В.В. Протопопов называет этот принцип «рассредоточенным вариационным циклом».