Драматический и эпический симфонизм
Сонатная форма Чайковского и Бородина
Сонатная форма в творчестве Малера и Брукнера
Эволюция сонатной формы в XIX веке
В их творчестве в полной мере сказались романтические черты: образный контраст, слитность развития, крупные масштабы, тенденция к индивидуализации; при этом – ослабление регламента формы.
ГП. Ее роль велика, поэтому велики и размеры. Она имеет трехчастное развитие (но не форму). В сонатах Малера может быть несколько тем. Реприза продолжающая. Первый этап ГП часто похож на вступление (традиция Бетховена). ГП очень долго и неторопливо развертывается (сонатное moderato у Малера затем «подхватили» Шостакович и Прокофьев). В связи с развитием темы нет ее зафиксированного варианта.
СвП почти всегда отсутствует, т.к. ее заменяет развитие ГП (исключение – Малер, 6 симфония, 1-я ч.).
ПП также масштабна, с интенсивным развитием.
ЗП отсутствует.
Для Малера характерно появление двойных вариантных экспозиций, в которых может быть перемена темы (2 симфония, 1-я ч. – подмена темы ПП; 3 симфония – попытка начать новую тему).
Разработка. Обычных трех разделов нет. Есть волны (связанные с масштабами, обилием тематизма с включением эпизодических тем). Много кульминаций. Мотивная разработка встречается редко. Используется вариантное развитие, полифоническое развитие, контрапункты, подголосочная полифония, новое прорастание темы. У Брукнера мотивное развитие сохраняется, хотя часто использует полифонические приемы, обращение, секвенции с большими звеньями.
Реприза обычно динамическая (как сокращенная, так и расширенная).
В своем обновлении сонатной формы Чайковский и Бородин развивали разные тенденции романтизма, их творчество связано с двумя типами симфонизма: драматическим и эпическим (табл. 2):
Таблица 2
Драматический симфонизм | Эпический симфонизм |
Конфликтное противопоставление ГП и ПП | Взаимодополняющий контраст ГП и ПП |
Активное драматургическое развитие, вплоть до коды | Симметрично уравновешенное строение ГП и ПП |
Динамизация, структурно преобразованная реприза | Колористически видоизмененная, целостная реприза |
Динамическое развитие партий | Нединамические или менее динамические формы партий |
Разработочный метод, мотивные нагнетания | Вариационный метод, тонально-гармонические перекраски |
Кульминация на неустойчивом моменте формы или на неустойчивой гармонии | Кульминация на устойчивом моменте формы или на устойчивой гармонии |
В русской музыке драматический вариант продолжился у Шостаковича с иной расстановкой: основной конфликт пролег между экспозицией и разработкой, а раскол произошел в репризе, где ГП примкнула к разработке, а ПП – к коде (5, 7, 8, 10 симфонии).