Разработка
Заключительная партия
Побочная партия
Побочная партия – это отдел экспозиции, посвященный изложению новой темы, противополагаемой ГП.
В ранний период венской классики использовался метод построения ПП путем транспозиции темы ГП в тональность доминанты, с какими-либо фактурными изменениями (характерно для Гайдна, например в симфонии №104; у Бетховена встречается редко – ПП1 в финале «Крейцеровой» сонаты).
Контраст может быть производный (Бетховен, Соната №1). Чаще ПП – контрастная тема. В ПП может быть несколько тем (Лист, Соната
h-moll – 2 темы; Бетховен, Симфония №3 – 3 темы). Если ГП и ПП неконтрастны, то в ПП может быть перелом (Шуберт, «Неоконченная» симфония).
Независимо от того, контрастны темы или нет, у классиков всегда наблюдается единство темпа, у романтиков – темповый контраст.
С гармонической стороны ПП всегда пишется в подчиненной тональности:
– для мажора – D (у классиков), III#3, III, VI#3, VIb,IIIb (у романтиков);
– для минора – III, d, D (у классиков), VI, VI#, III# (у романтиков).
В ХХ веке характерны секундовые соотношения (Шостакович, Симфония №5: d-moll – es-moll).
Признаком окончания ПП является полная каденция в побочной тональности. Побочная партия обычно развита, иногда шире, чем ГП. Изредка встречается модулирующая ПП (Чайковский, Симфония №4, 1-я ч.:
f-moll(ГП) – as-moll(ПП1) – H-dur(ПП2).
Назначение заключительной партии – завершение экспозиции. Драматургическая функция ЗП (закрепление «тезиса» ГП на более высоком динамическом уровне) порождает и тематическое решение – преобладание мотивов ГП. Кроме того, ЗП может строиться на:
· теме СвП;
· интонациях ПП;
· синтезе тем экспозиции;
· интонации заключительного типа.
Признаком начала ЗП служит полный, чаще всего вторгающийся каданс в конце ПП. При любом тематическом материале заключительная партия носит кадансирующий характер.
Для сонатной формы Гайдна и Моцарта было абсолютно принято повторение экспозиции. Бетховен отменил повторение разработки вместе с репризой, введя коду как «вторую разработку», а в ряде поздних произведений упразднил и повторение экспозиции.
Термин «разработка» имеет два значения:
1. Принцип развития.
2. Раздел сонатной формы.
Развитие, конечно, есть уже в экспозиции наряду с изложением материала, но ярче всего оно проявляется в разработке. Разработка всеми своими чертами контрастирует экспозиции. В ней используются все приемы тематической работы. Основной прием – вычленение[9]. Существуют три типа вычленения:
1. Вычленение начальной интонации темы (титульного мотива) – она самая яркая, легче запоминается.
2. Вычленение кульминационного участка темы (Бетховен, Соната №1). Чаще встречается у романтиков, так как это связано с эмоциональной сферой.
3. Вычленение каданса. Встречается реже, преимущественно у композиторов ВКШ (Бетховен, Соната №6).
В разработке часто используются полифонические приемы – контрапункт, фугато, фуга (Бетховен, финал Сонаты №28).
По тематическому материалу в разработке используется материал экспозиции. Разработка может быть:
1. Построена на одной теме:
а) на теме ГП (чаще) (Моцарт, Симфония №40);
б) на теме ПП (Бетховен, «Лунная» соната).
2. В ней могут сталкиваться разные темы.
3. Может повторяться план следования тем экспозиции – «разработанная экспозиция»[10] (Бетховен, «Апассионата»).
4. Возможно использование нового материала:
а) эпизодическая тема – изложение новой темы;
б) эпизод – новая тема с развитием (в простой двух- или трехчастной форме) (Бетховен, Симфония №3). И эпизод, и эпизодическая тема могут находиться в любом месте разработки.
Строение разработки. В ней нет единого плана, но есть обязательные моменты:
1. Начало разработки по материалу:
a) с главной темы;
б) подхват конца экспозиции.
2. Тональности начала разработки:
a) одноименный минор (для мажора) и одноименный мажор (для минора);
б) тональность окончания экспозиции;
в) одноименная к окончанию экспозиции;
г) тональность VI ступени;
д) иногда начинают с главной тональности (Бетховен, Сонаты №16 и 17). Здесь главное – не спутать с рондо-сонатой. В начале разработки сонатной формы тема излагается не полностью, в разработочном роде (Брамс, Симфония №4; Шостакович, Симфония №10).
3. Модуляционные планы. Разработка – тонально неустойчивая часть, порядок тональностей свободный, но в каждом произведении есть своя логика. Для романтиков характерно движение по терциям, для классиков – по кварто-квинтовому кругу. Часто наблюдается уход в субдоминантовую сферу. В этом случае возникает аналог экспозиции (соотношение тем в экспозиции: T-D, соотношение тональностей в разработке и репризе: S-T). В конце разработки характерен доминантовый предыкт[11], выраженный часто органным пунктом. Иногда предыкт может быть на доминанте параллельной тональности. Предыкт – историческое завоевание зрелой сонатной формы, так как старинная сонатная форма его не содержала. С.И. Танеев ввел понятие «объединяющая тональность», которая связывает все тональности, присутствующие в разработке (тональность высшего порядка).
4. Структура разработки:
a) вступительный раздел. Он обычно небольшой, связан с концом экспозиции;
б) основная часть разработки. Может иметь волновое развитие или несколько разделов, связанных с тематическим членением, с приемами разработки;
в) предыкт. Функцию предыкта может выполнять ложная реприза (Бетховен, Сонаты №3 и 6). Смысл ложной репризы связан с подготовкой репризы:
– звучит ГП, но не в главной тональности;
– вступает главная тональность, но звучит неустойчиво;
– цель достигается: звучит ГП в главной тональности – начало репризы.