Обрамление и концентрическая форма

Сложная двухчастная форма

Разновидности сложной трехчастной формы

1. Промежуточная между простой и сложной трехчастной формой. От простой трехчастной формы промежуточная отличается строением средней части, от сложной – строением крайних частей. Крайние части представляют собой период, а середина – простую двух- или трехчастную форму: А ВС А или А ВСВ А (Шуберт, Музыкальный момент f-moll).

2. Двойная сложная трехчастная форма АВА1В1А2 возникает у композиторов, тяготеющих к широкому мелодическому развертыванию материала (Шуберт, Малер).

3. С чертами других форм:

a) концентрической. Этот случай – в промежуточной между простой и сложной трехчастной;

b) черты рондо – с добавочным рефреном;

c) с чертами сонатности благодаря преобразованию темы середины в коде;

d) с чертами сюиты благодаря принципу контрастности (Большой блестящий вальс Шопена: А В С d А Кода).

Это такая форма, в которой хотя бы одна из частей является простой формой[4].

Эта форма обязательно контрастна, так как внутри каждой части уже есть развитие.

Классификация осуществляется по структуре, а не по тематизму.

1) Уравновешенный тип. Части равнозначны по структуре, масштабу, смыслу.

2) Хореический тип. Вторая часть играет роль большой коды. По структуре первая часть более сложна, а вторая может быть не оформлена структурно.

3) Ямбический тип. Вторая часть более развита, а первая может иметь значение вступления.

Применение – преимущественно вокальная музыка, так как наличие поэтического текста может не предполагать возврата тематического материала.

В инструментальной музыке слишком контрастные части могут привести к сложности их соединения.

Типичное строение частей – простые формы, среди них трехчастная с развивающей серединой, а двухчастная – контрастная. Связь частей может быть тональной, жанровой, тематической, образной либо по принципу контраста.

Если одна из частей уже написана в сложной форме, то целиком форма называется вдвойне сложной, или сверхсложной.

Обрамление – это однократное опоясывание формы. Может встречаться на любом уровне формы (в теме, во всем произведении).

Концентрическая форма – та, в которой до середины нет ни одного повторения, а обрамление возникает не менее двух раз:

А В С В А или ABCDCBA.

Концентрическая форма может быть простой или сложной в зависимости от строения частей.

В чистом виде она встречается редко, но принцип концентричности заложен в других формах:

1) в промежуточной форме между простой и сложной трехчастной: А ВСВ А (Шопен, Мазурка ор. 41 №2);

2) в сонатной форме с зеркальной репризой (Вагнер, увертюра к опере «Тангейзер»).

В концентрической форме между частями возможны связки.

Концентричность характерна для музыки ХХ века, так как ощущается распад тональности, она уже не является скрепляющим средством, а форма выдвигается на первый план. Большую роль играет ракоход (Хиндемит, опера-скетч «Туда и обратно»).

Репризы в концентрической форме могут быть сокращенные, динамизированные, так как для формы характерна непрерывность развертывания. Схема часто такая: А В С В1 А1.

Концентрической называется форма с зеркально-симметричным расположением двух или более пар частей относительно центра.