Обрамление и концентрическая форма
Сложная двухчастная форма
Разновидности сложной трехчастной формы
1. Промежуточная между простой и сложной трехчастной формой. От простой трехчастной формы промежуточная отличается строением средней части, от сложной – строением крайних частей. Крайние части представляют собой период, а середина – простую двух- или трехчастную форму: А ВС А или А ВСВ А (Шуберт, Музыкальный момент f-moll).
2. Двойная сложная трехчастная форма АВА1В1А2 возникает у композиторов, тяготеющих к широкому мелодическому развертыванию материала (Шуберт, Малер).
3. С чертами других форм:
a) концентрической. Этот случай – в промежуточной между простой и сложной трехчастной;
b) черты рондо – с добавочным рефреном;
c) с чертами сонатности благодаря преобразованию темы середины в коде;
d) с чертами сюиты благодаря принципу контрастности (Большой блестящий вальс Шопена: А В С d А Кода).
Это такая форма, в которой хотя бы одна из частей является простой формой[4].
Эта форма обязательно контрастна, так как внутри каждой части уже есть развитие.
Классификация осуществляется по структуре, а не по тематизму.
1) Уравновешенный тип. Части равнозначны по структуре, масштабу, смыслу.
2) Хореический тип. Вторая часть играет роль большой коды. По структуре первая часть более сложна, а вторая может быть не оформлена структурно.
3) Ямбический тип. Вторая часть более развита, а первая может иметь значение вступления.
Применение – преимущественно вокальная музыка, так как наличие поэтического текста может не предполагать возврата тематического материала.
В инструментальной музыке слишком контрастные части могут привести к сложности их соединения.
Типичное строение частей – простые формы, среди них трехчастная с развивающей серединой, а двухчастная – контрастная. Связь частей может быть тональной, жанровой, тематической, образной либо по принципу контраста.
Если одна из частей уже написана в сложной форме, то целиком форма называется вдвойне сложной, или сверхсложной.
Обрамление – это однократное опоясывание формы. Может встречаться на любом уровне формы (в теме, во всем произведении).
Концентрическая форма – та, в которой до середины нет ни одного повторения, а обрамление возникает не менее двух раз:
А В С В А или ABCDCBA.
Концентрическая форма может быть простой или сложной в зависимости от строения частей.
В чистом виде она встречается редко, но принцип концентричности заложен в других формах:
1) в промежуточной форме между простой и сложной трехчастной: А ВСВ А (Шопен, Мазурка ор. 41 №2);
2) в сонатной форме с зеркальной репризой (Вагнер, увертюра к опере «Тангейзер»).
В концентрической форме между частями возможны связки.
Концентричность характерна для музыки ХХ века, так как ощущается распад тональности, она уже не является скрепляющим средством, а форма выдвигается на первый план. Большую роль играет ракоход (Хиндемит, опера-скетч «Туда и обратно»).
Репризы в концентрической форме могут быть сокращенные, динамизированные, так как для формы характерна непрерывность развертывания. Схема часто такая: А В С В1 А1.
Концентрической называется форма с зеркально-симметричным расположением двух или более пар частей относительно центра.