Русское (Московское) государство в XV—XVII вв.

целый ряд дел: «татины», разбойные и убийственные дела, 1^ святотатство, споры о земле, споры между лицами разной подсудности. С середины XVI в. десятинники уже не могли вести расследование единолично — им помогали поповские старосты и десятские священники. Деятельность наместни­ческого духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими старостами, цело-вальниками и земскими дьяками, т. е. представителями мест­ного самоуправления.

С 1589 г. центральным судебным органом церкви стано­вится суд патриарха. В XVII в. разбором церковных дел зани­мались Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церков­ных дел. Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625 г. монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделяются Монастырский приказ, на который было возложено рассмотрение граждан­ских дел всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская Дума.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систе­му норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве.

Семейное право в XV—XVI вв. в значительной мере осно­вывалось на нормах обычного права и подвергалось сильно­му воздействию канонического (церковного) права. Юриди­ческие последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для кре­постных — согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: 15 лет для мужчин, а для женщин — 12 лет. «Домо­строй» (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закреп­ляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавлива­лась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и после­дующей передаче детям-наследникам. Имущество, ранее при-


•72 IV.

надлежавшее одному из супругов, будучи включенным в ком­плекс семейного имущества, меняло свой характер и станови­лось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог — «вено», обеспечи­вая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновым имуществом до тех пор, пока наслед­ники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность прида­ного, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компен­сировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смер­ти жены к ее родственникам переходило право на восстанов­ление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу.

В течение брака приданое оставалось в общем распоряже­нии супругов. Общность имущества подтверждал также уста­новленный порядок распоряжения им, при котором все за­ключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

Преступления против церкви до середины XVII в. состав­ляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие рели­гиозные преступления подвергались двойной каре: со сторо­ны государственных и церковных инстанций. Еретиков стега­ли по постановлению церковных органов, но силами государ­ственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной при­казы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписа­ниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т. п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: от­лучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточе­ние в монастырь и др.

Внутрицерковная деятельность регулировалась собствен­ными правилами и нормами, круг субъектов, им подчинен­ных, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духов­ной и светской) делала церковную организацию сильным


Русское (Московское) государство • XV—XVII вв. •)»

конкурентом для государственных органов: в церковном рас­коле особенно очевидно проявилось стремление церкви встать над государством.

Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в.