Объявление структур
Структуры
Структура – это вторая разновидность агрегатных типов данных языка Си. Структура – совокупность величин, объединенных одним именем. Компоненты структуры называют:
· элементами,
· полями,
· членами.
От уже рассмотренных выше массивов структура отличается в следующих отношениях:
· отсутствует упорядоченность между компонентами,
· в отличие от массивов компоненты структуры могут иметь разный тип.
· другой способ обращения к компонентам; к компонентам структуры следует обращаться по имени их полей (а не индексу как это имеет место в случае массивов).
Обратим внимание на неоднозначность термина структура. В языке Си под этим термином наряду со структурой как типом данных понимают переменную, имеющую тип структуры.
Общий формат, позволяющий наряду с типом объявлять и переменные, имеет следующий вид:
struct[<a>]
{
<b>
}[γ];
Здесь:
· struct – ключевое слово языка Си,
· α - необязательный элемент, называемый тегом,
· b - список объявлений полей,
· γ - список переменных, имеющих тип объявляемой структуры.
Элементы объявления α и γ могут отсутствовать. Список γ подчиняется синтаксису обычных переменных. Переменные, включенные в этот список, могут использоваться только в составе структурной переменной. Определение такого формата выполняют две функции:
· объявляют структуру как тип данных.
· определяет переменные, имеющие этот тип.
Рассмотрим ряд примеров.
Пример 1. Совместное определение типа и переменных
#define MLEN 81
struct person_salary
{
char fio[MLEN];
double salary;
} employee, worker;
Тегом определяющей здесь структуры является здесь идентификатор person_salary. Структура имеет два поля. Первым полем является строка fio, предназначенная для хранения фамилии, имени и отчества. Второе поле имеет тип double и предназначено для хранения сведений о заработке. Здесь же определены две переменные, имеющие структурный тип:
· employee (служащий),
· worker (рабочий).
Здесь необходимо следует иметь в виду следующее. В программе, написанной на языке C++, тег является именем типа. В языке Си в качестве имени типа следует использовать конструкцию struct <α (тег)> .
Пример 2. Раздельное определение типа и переменных
#define MLEN 81
struct person_salary
{
char fio[MLEN];
double salary;
};
//…
struct person_salary employee, worker;
Пример 3. Компонент тег можно опускать
#define MLEN 81
struct
{
char fio[MLEN];
double salary;
} employee, worker;
В этом примере определен так называемый анонимный тип. У этого типа нет тега. Поэтому на него нельзя ссылаться в другом программном коде. Польза от этого кода в определенных здесь двух переменных employee и worker.
Пример 4. Определение типа, переменной и указателя на структуру.
#define MLEN 81
struct person_salary
{
char fio[MLEN];
double salary;
};
//…
struct person_salary employee;
struct person_salary* p = &employee;
Здесь дополнительно объявлен и инициализирован указатель на структуру типа struct_salary.