Агнозии

Нарушения восприятия

Деперсонализация

Сумеречное состояние сознания

Этот синдром характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзиторным, то есть преходя­щим.

Приступ сумеречного состояния сознания нередко кончает­ся глубоким сном. Характерной чертой сумеречного состояния сознания является последующая амнезия. Воспоминания о пе­риоде помрачения сознания полностью отсутствуют.

Наряду с описанными выше формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности, в клинике встре­чается нарушение другой стороны отражения — отражения себя. Такая форма нарушения сознания носит название деперсонали­зация. Главным радикалом этого расстройства является отчуж­дение собственной психической продукции: мыслей, аффектов, действий и «Я» в целом, которые воспринимаются как бы со стороны.

Восприятие - это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом.

Восприятие, в отличие от ощущений, носит целостный ха­рактер и представляет собой наглядно-образное отражение дейст­вующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений.

Агнозия - это расстройство узнавания. А подробнее — это расстройство узнавания предметов, явлений и частей собствен­ного тела при сохранности сознания внешнего мира и самосоз­нания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов.

Агнозии бывают трех видов: зрительные, слуховые и так­тильные. Зрительные агнозии, в свою очередь, делятся на:

1) предметную агнозию (больные не узнают предметы и их
изображения). К этой группе примыкает и «симультанная агно­
зия» Вольперта (больные узнают отдельные предметы и их изо­
бражения, но не узнают ситуацию в целом);

2) агнозию на цвета и шрифты;

3) оптико-пространственную агнозию (пропадает возмож­
ность передать пространственные признаки объекта: дальше,
ближе, больше, меньше, сверху, снизу и т. д.).

Слуховые агнозии проявляются в снижении способности дифференцировки звуков и понимания речи.

Тактильные агнозии - при сохранности тактильной чувст­вительности наблюдается неузнавание знакомых предметов при их восприятии на ощупь (исследование при закрытых глазах).

Галлюцинации и их виды

Галлюцинациями в психиатрии называют ложные воспри­ятия.

Еще французский психиатр Э. Эскироль писал, что галлюцинант - это «человек, имевший внутреннее убеждение, что он что-то воспринимает, тогда как извне нет никакого объекта, способного вызвать это восприятие».

От галлюцина­ций следует отличать иллюзии.

Иллюзии - это искаженное восприятие действительно суще­ствующего во внешней среде реального объекта.

Особенности галлюцинаторных образов

Можно выделить семь особенностей, которыми галлюцина­торные образы отличаются от обычных:

1. Отношение больного к галлюцинациям и их влияние на
больного может быть различным:

- встречается нейтральное отношение, когда больные
спокойно реагируют на них;

- галлюцинации могут носить императивный характер,
когда голос приказывает больному что-то сделать, на­
пример, «сжечь свои вещи» или «выбросить деньги»;

- «голоса» бывают устрашающими, например, угрожают
убить. Под влиянием таких голосов больные могут со­
вершать те или иные поступки (так, упомянутые боль­
ные действительно сожгли вещи, выбросили деньги).

2. Нередко больные отрицают наличие галлюцинаций, но их
поведение выдает, что они галлюцинируют.

Например, беседуя с врачом, больной вдруг говорит «голо­су»: «Не мешай, видишь, я занят», другой прогоняет «мышей», которые якобы ползут по его рукаву. При обонятельных галлю­цинациях больные могут отказываться от еды: «Пахнет бензи­ном, керосином, гнилью».

3. Больные, как правило, не могут отличить галлюцина­
торные образы от образов, получаемых от реальных предметов.

4. Галлюцинаторный образ проецируется вовне. Больной,
страдающий галлюцинациями, может точно указать местонахож­
дение галлюцинаторного образа. Он говорит о том, что этот образ
находится «направо», что «машина стоит внизу перед окном».

5. Галлюцинаторный образ, как правило, чувственно окра­
шен:
больные различают тембр «голоса», принадлежность его мужчине, женщине, они видят окраску, яркую, темную, малень­ких или больших животных. Эта яркая чувственность роднит галлюцинаторный образ с образом, получаемым от реальных предметов.

6. Галлюцинаторный образ возникает непроизвольно. Боль­
ной не ждет его вызвать, не может от него избавиться, галлюци­
нации возникают помимо его желаний, волевых усилий.

7. Возникновение галлюцинаторного образа сопровождает­
ся отсутствием критичности.
Больного невозможно убедить в
том, что предмета, вызвавшего галлюцинаторный образ не су­
ществует.

В подтверждение можно привести примеры, взятые из исто­рий болезни: «Как же вы не видите, - возражает больной на уве­рения врача, что в комнате никого нет — ведь вот стоит собака, вон там в правом углу, уши подняты, шерсть рыжая, ну вот же, вот она», или: «Как же вы не слышите, ведь вот совершенно яс­но мужской голос приказывает мне «подыми руку, подыми ру­ку, это голос курильщика с хрипотцой».

Переубеждать галлюцинанта бесполезно — болезненный симптом проходит лишь с улучшением общего состояния.

Псевдогаллюцинации

Особый интерес для клинического психолога представляет тот вид галлюцинаторных расстройств, который носит название псевдогаллюцинаций. Они были впервые подробно описаны русским психиатром В. X. Кандинским и французским психиат­ром П. Клерамбо.