История СД России.

Слово «милосердие» еще совсем недавно так редко употреблялось у нас, что его вполне можно было отмечать в словарях как устаревшее. Между тем это слово означает важное качество души. Милосердие всегда было отличительным свойством русского народа. Занимались выхаживанием больных главным образом женщины, именно они в силу особенностей души и характера способны к тяжелому труду по уходу, требующему физических и духовных сил.

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, в особенности московские царицы свято исполняли поучения житейского кодекса того времени «Домостроя»: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги..».

Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине Х века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам. Много делали для больных монастыри. Еще до нашествия татар в летописях упоминаются больницы в Киеве, Смоленске, Новгороде, Пскове и др. городах.

Определенное распространение женский труд по уходу за ранеными и больными получил при Петре 1, по его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, где должны были служить женщины. В 1727 г. медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности, где функции санитарок выполняли «бабы-сидельницы». Но широкого распространения эти нововведения не получили. До конца 18 века специально обученных сестер для ухода не было.

Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом вдовьего дома принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов для ухода за больными в Московском вдовьем доме, но только в 1813 г. эти планы были реализованы в Санкт-Петербурге. Их задачу императрица видела так: "Помышляя о средствах дать во Вдовьем доме, по мере их сил, занятие полезное и благотворительное, и к человеколюбивой цели сего заведения, ...я решилась сделать опыт употребления некоторого числа вдов для присмотра за больными в больнице для бедных, дабы приучая их тем к хождению за ними и к оказыванию страждущим всякой помощи... составить таким образом особливый разряд вдов, которые не только в одной больнице... употреблены быть могли с великой для больных пользою, но и отпускались бы в частные дома, для хождения за больными... по добровольному их согласию. Когда же успехом опыта докажется возможность и польза сего заведения, тогда... я о учреждении такого разряда сердобольных вдов дам формальное предписание".

Можно считать, что СД оформилось в России в 1813 г., когда появилась служба «сердобольных вдов», которые уже должны были освоить медицинские приемы по оказанию помощи. В 1818 г. в Москве организован Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. В 1822 г. вышел первый учебник Оппеля на русском языке по уходу за больными, во введении первый организатор службы сестринской помощи писал: «Без надлежащего хождения и смотрения за больными и самый искусный врач мало или никакого даже в восстановлении здоровья или отвращения от смерти сделать не сможет..».

В 1828 г. руководство благотворительными организациями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Именно она способствовала развитию сестринских общин. Первая сестринская община сестер милосердия появилась в 1844 г. в Петербурге,впоследствии она стала называтьсяСвято-Троицкая.В нее принимались женщины от 20 до 40 лет, первый год был испытательным, через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины.

В 1854 г. княгиня Е.П. , по примеру Ф.Н., основала Крестовоздвиженскую общину – первую общину для помощи раненым и больным. Ее руководство было поручено великому русскому хирургу Н.И.Пирогову. Он с восхищением отзывался о женщинах: сестрах милосердия общины и просто жительниц Севастополя. В музее Черноморского флота в Севастополе имеется фотография Д. Севастопольской (Михайловой): ей было 15 лет, когда она, для того, чтобы попасть в войска подстриглась под мальчишку, переоделась в матросский костюм и устроила пункт первой помощи, который был в центре потока раненых. Этот смелый поступок простой девушки получил высокую оценку Николая 1, он наградил ее золотой медалью на Владимирской ленте и 500 рублей серебром. Среди начальниц отрядов общины особое место занимала Е.М.Бакунина– аристократка по рождению (ее отец был генерал-губернатором Петербурга). Преодолев сопротивление родных, она в числе первых отправилась в составе группы сестер Крестовоздвиженской общины в Крым. Также она считается основательницей сельской медицины России, т.к. она много сделала для ее развития. Используя собственные средства, лично организуя лечебницы, она долгое время была попечительницей медицинских учреждений в Тверской губернии. В 65-летнем возрасте она возглавила работу сестер милосердия во время войны на Кавказе, по просьбе Российского Красного Креста.

В начале ХХ века руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 г. открыта Марфо-Мариинская обитель, которая стала центром милосердия в Москве: организуются бесплатные обеды, лечебницы, визиты сестер на дом. Деятельность этой обители продолжалась и после революции 1917 г., вплоть до ареста царской семьи. Судьба княгини трагична: в 1918 г. ее сбросили в Алапаевске в шахту и забросали гранатами. К 1917 г. в России насчитывалось 109 сестринских общин, 10 тыс. сестер милосердия.

Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать кому-либо "скидки", да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

С другой стороны, следует подчеркнуть социальную направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России, которая прежде всего предназначалась для бедных, беременных, новорожденных, детей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи пострадавшим от войн, стихийных бедствий, эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо современным термином "социальная реабилитация и адаптация".

Прослеживается и разделение сфер деятельности по оказанию помощи: помощь в госпиталях и больницах проходила под контролем врача и была от него зависима, поскольку врач рассматривал сиделку, хожатого или сердобольную вдову как "орудие, от верности и точности которого зависит успех лечения": работа сестер в приютах, богадельнях была менее зависима от врача, предоставляла больше самостоятельности в действиях, так как, кроме ухода, подразумевала обучение, привитие навыков, в том числе и профессиональных.

Организация сестринской помощи, направленная в основном на социально незащищенные группы населения, была экономически эффективной. Так, деятельность воспитательных домов, доходы которых значительно превышали расходы, позволила на заработанные средства открывать больницы для бедных. Развитие сестринской и акушерской помощи поддерживалось обществом и государством.

В 1917 г. в Москве состоялся 1 Всероссийский съезд сестер милосердия, где было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия,однако после революции общины были ликвидированы, слово «милосердие» объявлено поповским, вместо него появились новые термины «красные санитарки и сестры» и наконец «медицинская сестра».

В 1920 г. по инициативе Семашко Н.А появились первые медицинские школы. Из программ подготовки был удален религиозный компонент, сестринское дело стало значительно идеологизированным. В 1926 г. в угоду всеобщей технизации медицинские школы стали называться техникумами, а сестры – техниками по уходу.

Яркая страница истории СД написана в 30-40 г. Это объясняется периодом подготовки к войне, к её началу было подготовлено 9 тыс. м/с, насчитывалось 967 медицинских и санитарских школ. В армии находилось 200 тыс. врачей, 500 тыс. средних медработников. Впервые в мире появилась профессия санинструктора, в обязанности которого входили вынос раненых с поля битвы и оказание им неотложной помощи. 24 санинструктора были удостоены звания Героя Советского Союза. Судьбы и подвиги многих сестер сходны. Все они на полях сражений и в мирные дни, не щадя себя, стремились облегчить страдания человека, главным в их жизни было человеколюбие. К 1995 г. Международный комитет Красного Креста наградил 46 женщин нашей страны медалью имени Флоренс Найтингейл. Эта медаль присуждается медицинским сестрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время.

Впервые Советский Красный Крест выдвинул кандидатуры для награждения медалью Ф. Найтингейл в 1961 г. Тогда медаль была присуждена двум участницам Великой Отечественной войны: гвардии подполковнику танковых войск, писательнице, Герою Советского Союза, москвичке Ирине Николаевне Левченко и хирургической сестре, председателю первичной организации Красного Креста на ленинградской фабрике "Скороход" Лидии Филипповне Савченко, свою деятельность во время ВОВ она описала в книге «Моя судьба». В 1965 г такой медалью была награждена санитарка, Герой Советского Союза Зинаида Михайловна Тусналобова-Марченко. И далее каждые 2 года медали получали от 3 до 6 советских женщин.