Тенденции развития информационного законодательства

Оно развивается в двух диалектически связанных направлениях. Многие законы, международные соглашения направлены на снятие былых ограничений, поощрение конкуренции, создание условий, способствующих росту информационной индустрии. Эту свободу деятельности и самовыражения необходимо совместить с общественными интересами, что выражается в ограничениях на содержание, передаваемое в глобальных компьютерных сетях, защиту прав на неприкосновенность личной жизни, на интеллектуальную собственность. Представляется своевременным анализ места и роли человека в новых структурах и отношениях, формирующихся процессом становления информационного общества.

Государство в процессе становления информационного общества может и должно взять на себя роль катализатора перемен и направлять их в желательном для общества направлении. Необходимо не только сделать должный акцент на месте и роли человека в информационном обществе, но и определить механизмы защиты уже завоёванных прав и свобод человека и формы их дальнейшего развития.

Формирование правовых способов защиты прав личности в информационном обществе требует решения следующих проблем:

1. Правовое обеспечение и гарантирование государством доступности для каждого члена общества за социально приемлемую плату набора телекоммуникационных услуг.

2. Правовое регулирование развития системы образования и переобучения.

3. Правовое регулирование создания сети центров распространения информации для неимущих и социально незащищённых слоёв населения.

4. Обеспечение прав и свобод личности

5. Нахождение социально приемлемого баланса между свободой слова и неотъемлемым правом на тайну личной жизни.

6. Правовая защита национальной культуры и языка от воздействия доминирующих в информационном плане стран.

7. Правовое обеспечение формирования новых видов «референдной» демократии с использованием глобальных компьютерных систем.

8. Правовое регулирование использования новейших избирательных технологий.

9. Поощрение и правовое регулирование новых видов деятельности, имеющих социальный характер.

10. Поощрение более широкого распространения работы на дому.

11. Правовое регулирование механизма предоставления общественности открытой части государственных информационных ресурсов.

12. Изучение социальных и правовых аспектов внедрения единых идентификационных карточек личности.

Юридические основания информационного общества разрабатываются в ходе формирования самого общества – в результате происходит правовая саморегуляция общества.

Интернет во многих странах рассматривается как средство предоставления государственных услуг населению в рамках более широких проектов, типа «Государство он лайн».

Анализ содержания государственного сегмента российского Интернета показывает, что переход от простого информирования к более сложным функциям требует со стороны правительства выработки и внедрения концепции использования Интернета государственными учреждениями.