Декабря 2012 года, 3 занятие

 

Межправительственные организации – около 500.

Субъекты МО - относятся СМИ и транснациональные корпорации, государства и межправительственные организации.

Типы МО: 1)нового типа – взаимной ввыгоды и уважения.; 2) старого типа – отношения господина и подчиненного – дикатат.

Состояние МО сводится к 2 возможностям: сотрудничество и конфликт. Нужно знать алгоритм анализа состояния.

Состояние сотрудничества: 1) состояние и тенденции развития договорной практики(наблюдаются соглашения и их подписания) если подписания и согласования идут по плану, то сотрудничеству ничего не мешает; если есть перерыв в договорной и переговорной практике, то есть проблемы; 2) состояние вооруженных сил: есть ли учения плановые и не плановые, готовность ВС; 3) идеологическая сторона, важно определить состояние идеологическое. Идеологическая война, крайняя и обостренная форма противостояния, в ход идут подмена понятий, клевета, подлог, манипулирования фактами.

Принципы МО. Это сокращение объема работы дипломата и становятся основой. Ситуация короткой фразой. Нынешнее состояние – переходное от Ялтинско-Потсдамской к новой системе СО. ЯП с: биполярность и институционализм. Суждения адекватно отражающие положения. Принципы: классовый(пролетарский интернационализм), не соответствуют международному праву; демократические – система дп объединена принципами мирного сосуществования(универсальные); господство и подчинение.

Демократические принципы(10): сформулированые в заключительном акте ОБСЕ летом 1985: 1) суверенное право; 3) нерушимость гранци; 4) территориальная целострость; 5) мирное урегулирование; 9) сотрудничество между государствами.

В 1947 году прошла конференция социалистических государств: на нем сказали реализовать опыт СССР. После войны попытка построить социализм по своему образу и подобию. В 1947 году это было подавлено, потом конфликты начали все чаще возникать.

Нужно сводить всю теорию к принципам. Если это уметь делать, то можно добится отличных результатов.

Современные принципы: полицентризм(западные государства) – нарушение баланса сил; унителатарализм –

20 декабря в доме правительства на Арбате – сессия международных городов МАГ. Круглый стол будет посвещен туризму в городе Москва.

Книжечка – мемуаристика. Выйдет в печать к январским праздникам.

 

Закономерности и тенденции в развитии МО.

Эксперт должен оперировать закономерностями, законами и тенденциями.

Законы в МО – устойчивые, повторяющиеся связи в предметах и явлениях международной действительности. Законов много: закон взаимодействия внутренней и внешней политики. Смысл: определяющая роль внутренней политики и повторяющая внешнаяя активная политика и влияет на внутреннюю политику и в отдельные периоды становится приоритетна. Приоритет когда конфликт и война.

Закономерность – устойчивая и повторяющаяся тенденция. Поход к выделению закономерностей разный.

При глобальном походе: глоболизация – стирание межгосударственных связей, проникновение. Регионализация – процесс альтернативный глобализации, обратный процесс, создание различных островков, стремление государств к обособлению. Оба подхода работают.

В рамках другой(практической) закономероность: демократизация МО – все большее вовлечение народных масс в сферу принятия внешнеполитических решений. Еще не найдена модель демократизации. Ленин: Политика это там где миллионы.

Усложнение МО(для специалиста по МО) связано с ростом количества субъектов.

Демилитаризация в МО – отказ от применения военной силы. Политика Киевской руси если есть сила, то решаем, если ее нет, то договариваемся.

Деидеологизация межгосударственных отношений – переход на принципы взаимной выгоды, демократических отношений.

Закономерности Дюразеля – сформировал закономерности для оценки: 1) главный побудительный мотив внешний политики – национальные интересы 2) решающую роль в системе МО играют развитые государства обладающие большей силой которая зависит от природной, географических и прочих ресурсов(например США: 34% мирового ВВП, 25%; 47% расходы на военные нужды 750 млрд $ (Россия 71млрд $; 3) в зависимости от распределения мощи между главными государствами миропорядок может принимать разные конфигурации: моно-, би-, много- полярный мир – формирование полюсов примерно равные по мощи; 4)…

Этот подход носит реалистический характер: акцентация внимания на особую роль государства, силы и

Тенденции в развитии МО

МО – категория и явления.

 

Внешняя политика государства: сущность, содержание, особенности.

Сущность внешней политики.

Определение: внешняя политика государства – деятельность гос-ва на международной арене по реализации своих целей, задач, национальных интересов с помощью определенной системы средств. (определение должно иметь функциональны и институциональный компонент)

Содержание – система компонентов.

1) целевая установка(цель) – некий стратегический рубеж которого необходимо достичь;

2) направление или приоритеты(наиболее предпочтительные направления) во внешней политике – бывают разными, в зависимости от критериев(функциональный критерий, деятельностный.) для России приоритеты распределены по следующему образу: а) СНГ; б) Европа и Евросоюз; б) США; в) азиатско-тихоокеанский регион. Направления и приоритеты выстраиваются в соответствии с целью

3) задачи внешней политики – рубежи и частные рубежи в рамках направлений. Они носят предельно конкретный характер и фиксируются по времени исполнения и зачастую предполагают наличие ответственных.

4) национальные интересы – (в рамках СССР формулировка была выброшена из науки) субъективированное выражение потребностей государства играющих жизненно важную роль в его развитии. Посмотреть стратегия национальной безопасности и найти определение национальных интересов. Критерии в формировании интересов: жизненноважные; осознание народом значимости именно данных потребностей

 

Прослушать послание и выписать фрагменты относ к внеш политике.

 

06.12.2012 – пропуск