Эмбриональное научение и созревание

Филогенез подготовил возможность развития поведения в онтогенезе в биологически полезном для особи и вида направлении.

Наследственность проявляется не только в строении организма, его систем и органов, но и в их функциях.

Наследственная основа эмбриогенеза поведения проявляется когда элементы поведения новорожденного проявляются сразу, как бы в «готовом виде», хотя возможность предшествующего «эмбрионального научения» исключается.

Например: у млекопитающих поиск соска и сосущие движения новорожденных, звуковые реакции – это примеры пренатального созревания достаточно врожденной программы развития, возникшей и закрепившейся в ходе эволюции вида.

Например: поведение новорожденного кенгуру (появляется незрелым). Окончательное развитие завершается в сумке. Несмотря на незрелость, детеныши совершенно самостоятельно перебираются в сумку матери. Нахождение сумки осуществляется отрицательного гидротаксиса: оказавшись вне родовых путей, он цепляясь за шерсть, поднимается по сухим ее участкам к сумке, находит вход, находит сосок, присасывается и остается на длительное время.

Обратим внимание на строгую последовательность врожденных действий. На укороченном эмбриональном этапе он не мог научиться ни отдельным поведенческим актам этой цепи, ни этой последовательности.

До разрыва родовых оболочек он постоянно находится во влажной среде и не мог упражнять отрицательное гидротаксисное поведение, он также ранее не соприкасался с сухими объектами.

Для понимания процессов созревания элементов поведения существенно, что у позвоночных иннервация соматической мускулатуры туловища и конечностей предшествует замыканию рефлекторных дуг.

Однако сокращение этих мышц начинается уже с момента их иннервации и на первых порах не рефлекторно, эти движения являются ритмичными и обуславливаются спонтанными нейрогенными ритмами.

Необходимо отметить важность в развитии элементов поведенческого акта – непосредственного пренатального упражнения.

В каждом случае функционирование развивающегося органа или системы безусловно, является индивидуальным «усвоением» и прилаживанием» видового опыта, то есть инстинктивного поведения, в виде тренировки (упражнения).

 

Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения

1. Влияние сенсорной стимуляции на двигательную активность эмбриона.

Сенсомоторная активность составляет единый процесс на всех этапах жизни животного. Итак, двигательный компонент является в эмбриогенезе первичным и может возникнуть на эндогенной основе (не рефлекторной). По мере развития эмбриона и формирования его рецепторных систем, все большее значение приобретает сенсорная стимуляция, выступающая в форме самостимуляции.

Например: куриный зародыш прикасается одной частью тела к другой (ногой или крылом к голове) и вызывает двигательную реакцию последней.

В начале 30-х годов Ю.В. Орр и В.Ф. Уиндл показали, что наряду сос понтанной двигательной активностью у куриного эмбриона развивается рефлекторная система движений.

Изолированные движения крыла возникают на тактильное раздражение уже на ранних стадиях эмбриогенеза, то есть потенциальные возможности рефлекторных реакций существуют уже тогда, когда еще отсутствуют реальные возможности внешней аффектации.

Ученые установили, что у куриного эмбриона моторные структуры нервной системы формируются раньше сенсорных, а первые реакции на внешние раздражители появляются лишь через четыре дня после первых спонтанных движений.

Наибольшее значение сенсорная стимуляция приобретает у куриного зародыша на последних стадиях эмбриогенеза, за 3-4 дня до вылупления. В этот период в развитие поведения включаются оптические и акустические стимулы (внешние факторы), подготавливающие птенцов к биологически адекватному общению с родительскими особями.

2. Развитие зрения и слуха у эмбрионов птиц.

Зрение и слух появляются лишь к концу эмбриогенеза и не влияют на развитие ранней двигательной активности зародыша.

При этом сильные внешние раздражения способны вызвать реакции куриного зародыша уже на средних стадиях.

Реакции на громкие звуки обнаруживаются на 5-ый день инкубации, хотя орган слуха начинает функционировать после 14-19-го дня.

Такая же6 реакция появляется и на мощные световые воздействия (раздражители).

Все эти реакции выражаются в усилении или торможении эмбриональных движений. Надо отметить, что свет и звук на этом этапе выступают лишь как физические агенты непосредственно влияющие на мышечную ткань или кожу, но не как носители оптической или акустической информации.

Новые исследования доказывают: если воздействовать на зародыш биологически адекватными, то есть обычно встречающимися в природе звуками на такой стадии, когда он еще не реагирует на подобные раздражения, то это может положительно сказаться на появляющихся позже слуховых реакциях эмбриона.

3. Развитие акустического контакта между эмбрионами и родительскими особями у птиц.

У эмбрионов многих птиц в последние дни перед вылуплением не только начинают функционировать дистантные рецепторы (то есть органы зрения и слуха), но и появляются первые активные действия, направленные на внешнюю среду, а именно подача сигналов насиживающим родительским особям.

Например: птенец кайры за 3-4 дня до вылупления отличает голос родительской особи от голосов других кайр.

Эксперимент: если перед искусственно инкубируемыми яйцами проигрывать магнитофонную запись криков определенной взрослой кайры, а затем воспроизвести одновременно с криками другой кайры перед вылупившимися из этих яиц птенцами, то они направятся в сторону звуков, услышанных до вылупления. Контрольные птенцы из «неозвученных» яиц направятся в промежуток между звуками, а затем начнут метаться между ними. Распознавание осуществляется на основе согласования ритмов подачи голоса птенца и родителя: в ответ на писк птенца приподнимается, передвигает яйцо и подает голос.

Таким образом, кинестетические ощущения эмбриона сочетаются с акустическими; активность птенца совпадает с активностью птицы, что и позволяет установить принадлежность звука родительской особи.

Итак, на этих примерах видно, как созревшее в эмбриогенезе врожденное, инстинктивное поведение (инкубаторские птенцы) сочетается с инстинктивным эмбриональным научением (условно-рефлекторным путем), результатом которого является индивидуальное опознание еще в пренатальном периоде развития; дифференцировка индивидуальных отличий видотипичных звуков. Совершается достройка соответствующего врожденного пускового механизма путем научения (пренатального).

Между эмбрионом и родительской особью происходит обмен сигналами и возникает первичная коммуникация.

Сходные результаты получены и у других видов птиц. Экспериментально доказано, что родительские крики, услышанные птенцами до вылупления стимулируют клевательные движения последних.

4. Эмбриогенез и развитие психического отражения.

Итак, в эмбриогенезе происходит интенсивная подготовка к последующим постнатальным этапам формирования поведения, а также формирование элементов поведения путем развития генетически обусловленных компонентов активности и накопления эмбрионального опыта. Это две неразрывные стороны единого процесса развития поведения – врожденное и приобретаемое.

Взаимозависимость этих сторон зависит от влияния внешней среды на формирование двигательной активности и психической деятельности.

У всех животных на ранних стадиях эмбриогенеза – прямые влияния внешней среды играют незначительную роль в формировании отдельных форм двигательной активности. Средой эмбриона млекопитающегося является материнский организм, на него и направлена активность детеныша. Связь с внешним миром опосредована организмом матери и он существенно на развитие психики не влияет.

При внутриутробном развитии зародыш существенно подвергается воздействиям различных агентов внешней среды, хотя непосредственно они не могут направлять развитие первичных форм двигательной активности эмбриона, так как двигательная активность зародыша не может вызывать физические изменения в окружающей среде, то отсутствует важнейший источник психической деятельности (отражение).

Еще одно затруднение для развития психики – однородность, постоянство и бедность компонентов среды, окружающей зародыш ( как в яйце, икринке или утробе млекопитающего). Эмбриону «нечего» отражать, следовательно психика эмбриона находится в процессе становления, эмбриогенез лишь готовит организм к активному взаимодействию с внешним миром.

Формируются предпосылки, потенциальные возможности психического отражения, существуют лишь зачаточные формы элементов психики.

Психика появляется тогда, когда появляется необходимость установления и расширения связей с внешним миром.

Это происходит в конце эмбриогенеза.

Итак: значение эмбриогенеза для формирования психической деятельности в подготовке морфофункциональной основы психического отражения.

Такая база должна существовать к началу постнатального развития, чтобы организм мог приступить к построению всесторонних отношений с компонентами среды его обитания.

Для подготовки этой базы достаточна генетически фиксированная спонтанная двигательная активность эмбриона, дополняемая эмбриональным научением.

Такая активность может формироваться и в той константной, однообразной, нерасчлененной, бедной предметными компонентами среде, в которой живет и развивается зародыш.