ДВЕ ПОЭМЫ ОР. 32

ПРЕЛЮДИИ ОР. 11

 

Наиболее популярные из произведений подобного жанра. В разнообразных по характеру миниатюрах, в краткой, лаконичной форме Скрябин отразил различные жизненные впечатления и стороны лирики: светлую, безмятежную, скорбную, меланхоличную, драматическую, взволнованную, патетическую. Цикл построен по принципу контраста.

 

Прелюдия № 4 e-moll – скорбно-меланхоличного характера, излагается в форме периода. На первый взгляд, гармоническая фактура пронизана тонким полифоническим развитием. Основу составляет обильно хроматизированная мелодия.

 

Прелюдия № 5 D-dur – образец спокойной умиротворенной лирики. Используется форма периода с расширенным вторым предложением. Неторопливой мелодии верхнего голоса противопоставлена извилистая линия баса. Так образуется типичная для Скрябина диалоговая фактура. Во втором предложении музыка обретает более взволнованный характер. Непрерывная волна нарастания подводит к кульминации, после которой возвращается первоначальное состояние.

 

Прелюдия № 10 cis-moll – излагается в простой двухчастной форме. Это лаконичное, но драматическое произведение. Развитие вырастает из сопоставления двух конфликтных мотивов: жалобного нисходящего, подчеркнутого неустойчивыми гармониями, и повелительного секундового восходящего.

Второй период начинается с изложения контрастного материала взволнованного, устремленного характера E-dur. В репризе начальная тема значительно динамизирована. Яркая динамика, массивная фактура создают трагедийно-патетический образ. Постоянно повторяющаяся тоника в заключении, подчеркивает непреклонное, суровое, волевое начало.

 

Прелюдия № 14 es-moll – страстная, мятежная. Характер создают: стремительный темп, плотная, насыщенная фактура, активные, волевые восходящие квартовые интонации, размер 15/8.

 

 

Два произведения представляют типичные для Скрябина две контрастные образные сферы: первая – утонченная лирика, вторая – героический порыв.

Первая поэма Fis-dur представляет сложный период с элементами сонатной формы.

Первое предложение – образец тонкой, прозрачной, изысканной лирики. Мелодия насыщена хроматизмами, неожиданными скачками. Она своеобразна ритмически и звучит на фоне прозрачной фактуры.

Второе предложение взволнованного характера. Изменяется фактура. Мелодия складывается из кратких, выразительных мотивов, которые становятся основой для активного развития.

Вторая поэма h-moll – излагается в простой трехчастной форме, представляет активное, волевое начало. Мелодия декламационного склада (за счет скачков на широкие интервалы, пунктирного ритма). Насыщенная аккордовая фактура сближает поэму с симфоническими полотнами. Острота звучания достигается за счет альтерированных аккордов доминантовой группы.