КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ A-MOLL.

1865 – 1936

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ГЛАЗУНОВ

 

Крупнейший композитор, педагог, дирижер, видный музыкальный общественный деятель, ученик и соратник Римского-Корсакова. Родился в семье книгоиздателя. Родители – музыкально одаренные люди. Отец играл на скрипке, мать – пианистка, ученица Балакирева.

С 1880 года Глазунов – ученик Римского-Корсакова. С раннего возраста увлекается композицией и под руководством Римского-Корсакова пишет первую симфонию, получившую широкое признание.

В 1882 году знакомится с Беляевым. В 1883 году поступает в Петербургский университет на филологический факультет, но вскоре его оставляет. Вместе с Беляевым отправляется в заграничное турне по Испании и Франции. В это же время знакомится с Чайковским и Танеевым. Восторженно отзывается о творчестве Чайковского. Становится участником русских симфонических концертов в качестве дирижера. После смерти Бородина совместно с Римским-Корсаковым завершает его неоконченные произведения, также готовит новые издания симфонических партитур Глинки и оперы «Жизнь за царя», музыки к трагедии «Князь Холмский».

В 1899 году был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории, в 1905 году становится ректором. На этом посту он пребывает 23 года.

После революции 1917 года продолжает оставаться на этом посту до 1928 года. Но, будучи сторонником школы Римского-Корсакова, он не смог противостоять новым веяниям. Разногласия стали причиной того, что выехав в Вену в качестве члена жюри конкурса имени Шуберта, он остается за границей. Умер композитор в Париже.

Глазунов вошел в историю русской музыки как симфонист, завершивший путь развития русской симфонии в XIX веке. Наиболее существенные черты его творчества: народность и национальная характерность. Его музыке свойственны образы русской природы, быта, истории. Это связывало его с творчеством композиторов «Могучей кучки», но в отличие от них его не привлекал оперный жанр. Основная часть его творчества – симфонические произведения: 8 симфоний, 3 программные симфонические поэмы («Море», «Лес», «Стенька Разин»), 3 балета («Раймонда», «Барышня-крестьянка», «Времена года»), сочинения для камерного ансамбля, вокальные произведения, концерт для скрипки с оркестром, произведения для фортепиано.

Музыке Глазунова не свойственен драматизм и острота напряженного развития. Главное для него – это светлая созерцательная лирика, национальная жанровость и эпическая повествовательность.

Глазунов – мастер крупных форм. В симфоническом творчестве он приближался к Бородину, создавая героико-эпические произведения. Напряженное развитие лирического тематизма связывает его с Чайковским.

Тематический материал, который использует Глазунов, весьма разнообразен. Это либо плавные мелодии широкого дыхания, либо лаконичные, сжатые, но яркие мотивы. Его темы тесно связаны с народным творчеством и не только русским, но и польским, чешским, украинским. Сонатная форма композитора основана не на контрасте, а на родстве тем-образов. Важную роль играют полифонические методы развития. Симфонический цикл Глазунова отличается одновременно единством и самостоятельностью каждой части. Общие черты всех симфоний – стремление к грандиозному финалу. В балетном жанре Глазунов продолжает реформы Чайковского, то есть идет по пути симфонизации жанра.