Тестирование функционального состояния

Здоровье, функциональное состояние и тренированность можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся кон­троль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внут­ренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге(задержка дыхания на вдохе). После 5-7 минут отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80-90 % от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекра­щения. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чис­той задержки и волевой компонент. Начало последнего фикси­руется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюш­ной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пре­делах 16-55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тре­нированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается.

Проба Генчи(задержка дыхания на выдохе). После полно­го выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более.

При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функ­циональное состояние организма, продолжительность задерж­ки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается.

Одномоментная функциональная проба с приседанием.Ис­пытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседа­ний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом ко­леней в стороны, с сохранением туловища в вертикальном по­ложении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличе­ние ЧСС после приседаний определяется сравнительно с ис­ходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более.

В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.

Свою физическую работоспособность можно узнать, ис­пользуя известный тест Купера.

Знание уровня своей работоспособности необходимо для того, чтобы правильно определять величину тренировочной нагрузки, которую вы в состоянии выполнить без ущерба и с максимальной пользой своему здоровью. При самостоятельных занятиях у людей возникает также естественное желание уз­нать, чего они достигли в результате тренировок, на правиль­ном ли пути находятся.

К.Купер разделил мужчин и женщин по уровню подго­товленности на 5 степеней: “очень плохо”, “плохо”, “удовлет­ворительно”, “хорошо” и “отлично”. В таблице 1 представлены результаты для определения степени физической под­готовленности.

Методика проведения тестирования по Куперу следующая.Необходимо опреде­лить, какую максимальную дистанцию испытуемый способен пробе­жать в течение 12-ти минут. Тестирование можно проводить самостоятельно или с посторонней помощью.

Вот некоторые рекомендации при проведении теста:

- если во время бега вы задыхаетесь, замедлите бег до восстановления дыха­ния;

- при крайней усталости, сильной одышке или тошноте не­обходимо немедленно прекратить занятие;

- не старайтесь повто­рять тест, пока уровень вашей физической подготовленности не будет урегулирован систематическими упражнениями.

Важно проводить тестирование в одинаковых условиях:

• величина нагрузки в разминке перед каждым тестиро­ванием должна быть по возможности равной;

• начинать тестирование нужно при одинаковом пульсе (в диапазоне 80-120 уд/мин);

• бежать во время тестирования необходимо по ровной поверхности без подъемов и спусков (по дорожке стадиона, дороге и др.);

• степень восстановления после предыдущей тренировки перед каждым тестированием должна быть как можно равной;

• погодные условия (скорость и направление ветра и др.) во время тестирования должны быть по возможности одина­ковыми.

Таблица 1

Определение степени подготовленности человека с помощью 12-минутного теста Купера (в км)

Степень подготов­ленности     Пол     Возраст
До 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50 лет и больше
“очень плохо” М Ж меньше 1,6 меньше 1,5 Меньше 1,5 меньше 1,3 меньше 1,3 меньше 1,2 меньше 1,2 меньше 1,0
“плохо” М Ж 1,6-1,9 1,5-1,84 1,5-1,84 1,3-1,6 1,3-1,6 1,2-1,4 1,2-1,5 1,0-1,3
“удовлет воритель но” М Ж 2,0-2,4 1,85-2,15 1,85-2,24 1,7-1,9 1,7-2,1 1,5-1,84 1,6-1,9 1,4-1,6
“хорошо” М Ж 2,5-2,7 2,16-2,64 2,25-2,64 2,0-2,4 2,2-2,4 1,85-2,3 2,0-2,4 1,7-2,15
“отлично” М Ж 2,8 и больше 2,65 и больше 2,65 и больше 2,5 и больше 2,5 и больше 2,4 и больше 2,5 и больше 2,2 и больше

 

Оценка физической работоспособности производится для определения потенциала механизмов энергообеспечения. Известно, что мышечная работа осуществляется за счет трех источников энергии: аэробного, фосфагенного и лактацидного. При этом основу энергопотенциала организма составляют аэробные механизмы.

Возможности аэробного энергообразования характеризуют жизнеспособность живой системы в разнообразных условиях существования. Лица с высоким потенциалом энергообразования обладают хорошей устойчивостью к широкому спектру вредных воздействий внешней среды — от недостатка кислорода и низкой температуры до некоторых болезнетворных возбудителей. Известно также, что эндогенные факторы риска развития ишемической болезни сердца и даже развития злокачественных новообразований формируются лишь при снижении максимальных аэробных возможностей до определенного предела. Это явилось основанием применения в физическом воспитании тестов с физической нагрузкой, предназначенных для оценки емкости и мощности аэробных источников энергообразования. К числу наиболее распространенных тестов можно отнести: пробу Сьёстранда (PWC), пробу Мартине-Кушелевского, пробу Руфье, пробу Руфье-Диксона, Гарвардский степ-тест, степ-тест Керша.

В ряду перечисленных тестов особую популярность имеет тест PWC, который уже более 20 лет по рекомендации ВОЗ используется при построении программ и контроле за состоянием занимающихся. В физическом воспитании целесообразно использовать модифицированный тест (PWCaf), учитывающий возрастные изменения сердечно-сосудистой системы. Величина индикаторного пульса (af) рассчитывается по формуле: (220 – возраст) *0,87. Полученный результат сравнивается со значениями, приведенными в таблице 2.

Таблица 2

Оценка PWCaf у здоровых лиц

Пол Возраст (лет) PWCaf (Вт)
низкая ниже средней средняя выше средней Высокая
Мужчины 20-29 £ 73 74-99 100-122 123-138 ³ 139
30-39 £ 64 65-82 83-114 115-130 ³ 131
40-49 £ 48 49-65 66-98 99-114 ³ 115
50-59 £ 32 33-49 50-82 83-98 ³ 99
Женщины 20-29 £ 113 114-138 139-187 188-212 ³ 213
30-39 £ 97 98-121 122-171 172-195 ³ 196
40-49 £ 81 82-105 106-155 156-179 ³ 180
50-59 £ 64 65-89 90-138 139-163 ³ 164

 

Тест PWC, как известно, проводится на велоэргометре, однако требуемая мощность и интенсивность нагрузки может быть достигнута и с использованием различных циклических упражнений: бега, плавания, ходьбы на лыжах и др.

Возможности энергетического потенциала организма также характеризует функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Способность организма усваивать и утилизировать кислород напрямую связана с уровнем развития этих систем.

Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно-сосудистой системы являются частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и артериальное давление (АД). В таблице 3 приведены данные АД и ЧСС, соответствующие различному уровню физического состояния.

Таблица 3

Оценка уровня физического состояния по ЧСС (по Н.М. Амосову) и артериальному давлению (по К. Куперу)

  ЧСС уд/мин АД систолическое АД диастолическое
муж. жен.
Отлично < 55 < 60 111,1 79,8
Хорошо 56-64 61-69 122,5 80,8
Удовлетворительно 65-74 70-79 124,6 83,3
Плохо > 75 > 80 126,8 83,9
Очень плохо - - 132,5 86,3

 

Интегральным показателем функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем является уровень максимального потребления кислорода (МПК). Уровень МПК у здоровых лиц, не занимающихся спортом, может быть оценен по таблице 4.

Таблица 4

Оценка МПК у здоровых лиц

Пол Возраст (лет) МПК (мл/мин/кг)
очень высокое высокое среднее низкое очень низкое
Мужчины < 25 > 55 49-54 39-48 33-38 < 33
25-34 > 52 45-52 38-44 32-37 < 31
35-44 > 50 43-50 36-42 30-35 < 30
45-54 > 47 40-47 32-39 27-31 < 27
55-64 > 45 37-45 29-36 23-28 < 23
> 64 > 43 33-43 27-32 20-26 < 20
Женщины < 20 > 44 38-44 31-37 24-30 < 24
20-29 > 41 36-41 30-35 23-29 < 23
30-39 > 39 35-39 28-34 22-27 < 22
40-49 > 36 31-36 25-30 22-27 < 20
50-59 > 34 29-34 23-28 18-22 < 18
> 59 > 32 27-32 21-26 16-20 < 16

 

Оценивание эффективности занятий может осуществляться по техническому результату в физических упражнениях. Результат двигательной деятельности зависит от функционального состояния органов и систем организма, способности к их мобилизации и эффективному использованию резервов. Следует также отметить популярность состязаний и связанных с ними мер оценок физических возможностей человека. Вместе с тем необходимо отметить, что спортивный результат, так же, как и высокий потенциал аэробного энергообразования у спортсменов, тренирующих выносливость, не позволяет в полной мере судить об уровне физического здоровья человека. Это состояние часто достигается в ущерб другим жизнеобеспечивающим системам, например, иммунной.

Педагогический контроль- это планомерный процесс по­лучения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимаю­щихся, выявление недочетов в собственных действиях, опре­деление степени пригодности и эффективности средств, ме­тодов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение за­меченных недостатков или же предупреждение их на последу­ющих занятиях.

Содержание педагогического контроля:

• контроль за посещаемостью занятий;

• контроль за тренировочными нагрузками;

• контроль за состоянием занимающихся;

• контроль за техникой упражнений;

• учет спортивных (контрольных) результатов;

• контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля.Широко распространен­ными видами педагогического контроля за проведением заня­тий по физическому воспитанию и за тренировкой в спорте являются: 1) хронометриро­вание деятельности занимающихся на занятии; 2) определение физической нагрузки во время занятия; 3) контрольные ис­пытания; 4) педагогические наблюдения за учебно-воспита­тельным процессом.

Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двига­тельную (моторную) плотность занятия.

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия.

Двигательной плотностью принято считать отношение вре­мени, использованного непосредственно на любую двигатель­ную деятельность занимающихся во время занятия, к его об­щей продолжительности.

Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть полностью или частично целесообразными. В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогичес­ки оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся.

При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100 %. Что касается двигательной плотности, то в зависимо­сти от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития дви­гательных качеств она может достигать 70-80 %, а при разу­чивании двигательных действий и формировании знаний, тре­бующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может на­ходиться в переделах 50 %.