Тестирование функционального состояния
Здоровье, функциональное состояние и тренированность можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.
Проба Штанге(задержка дыхания на вдохе). После 5-7 минут отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80-90 % от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16-55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается.
Проба Генчи(задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более.
При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается.
Одномоментная функциональная проба с приседанием.Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более.
В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.
Свою физическую работоспособность можно узнать, используя известный тест Купера.
Знание уровня своей работоспособности необходимо для того, чтобы правильно определять величину тренировочной нагрузки, которую вы в состоянии выполнить без ущерба и с максимальной пользой своему здоровью. При самостоятельных занятиях у людей возникает также естественное желание узнать, чего они достигли в результате тренировок, на правильном ли пути находятся.
К.Купер разделил мужчин и женщин по уровню подготовленности на 5 степеней: “очень плохо”, “плохо”, “удовлетворительно”, “хорошо” и “отлично”. В таблице 1 представлены результаты для определения степени физической подготовленности.
Методика проведения тестирования по Куперу следующая.Необходимо определить, какую максимальную дистанцию испытуемый способен пробежать в течение 12-ти минут. Тестирование можно проводить самостоятельно или с посторонней помощью.
Вот некоторые рекомендации при проведении теста:
- если во время бега вы задыхаетесь, замедлите бег до восстановления дыхания;
- при крайней усталости, сильной одышке или тошноте необходимо немедленно прекратить занятие;
- не старайтесь повторять тест, пока уровень вашей физической подготовленности не будет урегулирован систематическими упражнениями.
Важно проводить тестирование в одинаковых условиях:
• величина нагрузки в разминке перед каждым тестированием должна быть по возможности равной;
• начинать тестирование нужно при одинаковом пульсе (в диапазоне 80-120 уд/мин);
• бежать во время тестирования необходимо по ровной поверхности без подъемов и спусков (по дорожке стадиона, дороге и др.);
• степень восстановления после предыдущей тренировки перед каждым тестированием должна быть как можно равной;
• погодные условия (скорость и направление ветра и др.) во время тестирования должны быть по возможности одинаковыми.
Таблица 1
Определение степени подготовленности человека с помощью 12-минутного теста Купера (в км)
Степень подготовленности | Пол | Возраст | |||
До 30 лет | 30-39 лет | 40-49 лет | 50 лет и больше | ||
“очень плохо” | М Ж | меньше 1,6 меньше 1,5 | Меньше 1,5 меньше 1,3 | меньше 1,3 меньше 1,2 | меньше 1,2 меньше 1,0 |
“плохо” | М Ж | 1,6-1,9 1,5-1,84 | 1,5-1,84 1,3-1,6 | 1,3-1,6 1,2-1,4 | 1,2-1,5 1,0-1,3 |
“удовлет воритель но” | М Ж | 2,0-2,4 1,85-2,15 | 1,85-2,24 1,7-1,9 | 1,7-2,1 1,5-1,84 | 1,6-1,9 1,4-1,6 |
“хорошо” | М Ж | 2,5-2,7 2,16-2,64 | 2,25-2,64 2,0-2,4 | 2,2-2,4 1,85-2,3 | 2,0-2,4 1,7-2,15 |
“отлично” | М Ж | 2,8 и больше 2,65 и больше | 2,65 и больше 2,5 и больше | 2,5 и больше 2,4 и больше | 2,5 и больше 2,2 и больше |
Оценка физической работоспособности производится для определения потенциала механизмов энергообеспечения. Известно, что мышечная работа осуществляется за счет трех источников энергии: аэробного, фосфагенного и лактацидного. При этом основу энергопотенциала организма составляют аэробные механизмы.
Возможности аэробного энергообразования характеризуют жизнеспособность живой системы в разнообразных условиях существования. Лица с высоким потенциалом энергообразования обладают хорошей устойчивостью к широкому спектру вредных воздействий внешней среды — от недостатка кислорода и низкой температуры до некоторых болезнетворных возбудителей. Известно также, что эндогенные факторы риска развития ишемической болезни сердца и даже развития злокачественных новообразований формируются лишь при снижении максимальных аэробных возможностей до определенного предела. Это явилось основанием применения в физическом воспитании тестов с физической нагрузкой, предназначенных для оценки емкости и мощности аэробных источников энергообразования. К числу наиболее распространенных тестов можно отнести: пробу Сьёстранда (PWC), пробу Мартине-Кушелевского, пробу Руфье, пробу Руфье-Диксона, Гарвардский степ-тест, степ-тест Керша.
В ряду перечисленных тестов особую популярность имеет тест PWC, который уже более 20 лет по рекомендации ВОЗ используется при построении программ и контроле за состоянием занимающихся. В физическом воспитании целесообразно использовать модифицированный тест (PWCaf), учитывающий возрастные изменения сердечно-сосудистой системы. Величина индикаторного пульса (af) рассчитывается по формуле: (220 – возраст) *0,87. Полученный результат сравнивается со значениями, приведенными в таблице 2.
Таблица 2
Оценка PWCaf у здоровых лиц
Пол | Возраст (лет) | PWCaf (Вт) | ||||
низкая | ниже средней | средняя | выше средней | Высокая | ||
Мужчины | 20-29 | £ 73 | 74-99 | 100-122 | 123-138 | ³ 139 |
30-39 | £ 64 | 65-82 | 83-114 | 115-130 | ³ 131 | |
40-49 | £ 48 | 49-65 | 66-98 | 99-114 | ³ 115 | |
50-59 | £ 32 | 33-49 | 50-82 | 83-98 | ³ 99 | |
Женщины | 20-29 | £ 113 | 114-138 | 139-187 | 188-212 | ³ 213 |
30-39 | £ 97 | 98-121 | 122-171 | 172-195 | ³ 196 | |
40-49 | £ 81 | 82-105 | 106-155 | 156-179 | ³ 180 | |
50-59 | £ 64 | 65-89 | 90-138 | 139-163 | ³ 164 |
Тест PWC, как известно, проводится на велоэргометре, однако требуемая мощность и интенсивность нагрузки может быть достигнута и с использованием различных циклических упражнений: бега, плавания, ходьбы на лыжах и др.
Возможности энергетического потенциала организма также характеризует функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Способность организма усваивать и утилизировать кислород напрямую связана с уровнем развития этих систем.
Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно-сосудистой системы являются частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и артериальное давление (АД). В таблице 3 приведены данные АД и ЧСС, соответствующие различному уровню физического состояния.
Таблица 3
Оценка уровня физического состояния по ЧСС (по Н.М. Амосову) и артериальному давлению (по К. Куперу)
ЧСС уд/мин | АД систолическое | АД диастолическое | ||
муж. | жен. | |||
Отлично | < 55 | < 60 | 111,1 | 79,8 |
Хорошо | 56-64 | 61-69 | 122,5 | 80,8 |
Удовлетворительно | 65-74 | 70-79 | 124,6 | 83,3 |
Плохо | > 75 | > 80 | 126,8 | 83,9 |
Очень плохо | - | - | 132,5 | 86,3 |
Интегральным показателем функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем является уровень максимального потребления кислорода (МПК). Уровень МПК у здоровых лиц, не занимающихся спортом, может быть оценен по таблице 4.
Таблица 4
Оценка МПК у здоровых лиц
Пол | Возраст (лет) | МПК (мл/мин/кг) | ||||
очень высокое | высокое | среднее | низкое | очень низкое | ||
Мужчины | < 25 | > 55 | 49-54 | 39-48 | 33-38 | < 33 |
25-34 | > 52 | 45-52 | 38-44 | 32-37 | < 31 | |
35-44 | > 50 | 43-50 | 36-42 | 30-35 | < 30 | |
45-54 | > 47 | 40-47 | 32-39 | 27-31 | < 27 | |
55-64 | > 45 | 37-45 | 29-36 | 23-28 | < 23 | |
> 64 | > 43 | 33-43 | 27-32 | 20-26 | < 20 | |
Женщины | < 20 | > 44 | 38-44 | 31-37 | 24-30 | < 24 |
20-29 | > 41 | 36-41 | 30-35 | 23-29 | < 23 | |
30-39 | > 39 | 35-39 | 28-34 | 22-27 | < 22 | |
40-49 | > 36 | 31-36 | 25-30 | 22-27 | < 20 | |
50-59 | > 34 | 29-34 | 23-28 | 18-22 | < 18 | |
> 59 | > 32 | 27-32 | 21-26 | 16-20 | < 16 |
Оценивание эффективности занятий может осуществляться по техническому результату в физических упражнениях. Результат двигательной деятельности зависит от функционального состояния органов и систем организма, способности к их мобилизации и эффективному использованию резервов. Следует также отметить популярность состязаний и связанных с ними мер оценок физических возможностей человека. Вместе с тем необходимо отметить, что спортивный результат, так же, как и высокий потенциал аэробного энергообразования у спортсменов, тренирующих выносливость, не позволяет в полной мере судить об уровне физического здоровья человека. Это состояние часто достигается в ущерб другим жизнеобеспечивающим системам, например, иммунной.
Педагогический контроль- это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.
Содержание педагогического контроля:
• контроль за посещаемостью занятий;
• контроль за тренировочными нагрузками;
• контроль за состоянием занимающихся;
• контроль за техникой упражнений;
• учет спортивных (контрольных) результатов;
• контроль за поведением во время соревнований.
Виды педагогического контроля.Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию и за тренировкой в спорте являются: 1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии; 2) определение физической нагрузки во время занятия; 3) контрольные испытания; 4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.
Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия.
Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия.
Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности.
Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть полностью или частично целесообразными. В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся.
При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100 %. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50 %.