Тестирование физической подготовленности и работоспособности

Наиболее простой и удобный способ в оценке состояния организма, его работоспособности является подсчет частоты сердечных сокращений (пульса). Именно результаты пульсовых измерений присутствуют практически во всех пробах оценки физического развития, функциональных систем организма.

Для проверки физической подготовленности используют стандартные формы физических упражнений, которые соотносят с некими усредненными и устоявшимися в обществе показателями или относительно индивидуальных показателей человека, выполненных ранее.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) весьма информа­тивно отражает воздействие различных нагрузок: физической, терморегуляторной, нервно-эмоциональной и др. Изменение величины пульса четко характеризует меняющуюся величину функционального напряжения организма в процессе выпол­нения тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому при врачебном, педагогическом контроле и самоконтроле опе­ративная пульсометрия, т.е., быстрое определение ЧСС по данным кратковременного единичного подсчета, крайне необ­ходима.

Пульс измеряется как в состоянии покоя, так и перед на­грузкой (состояние организма перед работой), сразу после нее (степень напряжения организма от воздействия нагрузки), а также некоторое время спустя (определение скорости восста­новления организма).

Существует несколько методов из­мерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, ви­сочной или других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основа­ния большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровож­дающейся учащением пульса до 170 уд/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушеч­ного толчка сердца - в районе пятого межреберья. Необходи­мо найти у себя место отчетливой пульсации и подсчитать пульс за 10 с. Результат умножается на 6, и это дает приближенное значение ЧСС в минуту.

Различают три тренировочные зоны, которые могут быть определены по пульсу: аэробную, аэробно-анаэробную (смешан­ную) и анаэробную (в некоторых случаях, особенно в спортивной деятельности, таких зон может быть больше; увеличение зон происходит за счет более детального контроля нагрузки, например, указанная аэробная подразделяется на аэробную восстановительную и аэробную развивающую, а анаэробная – на аэнаэробную лактатную и анаэробную алактатную).

Аэробная зона. Частота пульса в аэробной зоне не превы­шает 150-160 уд/мин, в противном случае мощность работы пре­высит возможности организма в доставке кислорода и запро­сы в нем не будут удовлетворены.

Верхняя граница аэробной зоны (ЧСС - около 160 уд/мин) - это усредненный показатель. В зависимости от возраста и степени подготовленности занимающихся недостаток кислорода может проявиться при некотором отклонении от этой величины.

Для начинающих занимающихся верхняя граница аэробной зоны может быть вычислена по формуле:

ЧСС = 180 уд/мин - возраст (в годах). (1)

У подготовленных занимающихся недостаток кислорода начинает проявляться при более высокой ЧСС. Поэтому к по­лученной по формуле (1) величине прибавляют еще 5-10 уда­ров пульса.

Нижняя граница аэробной зоны, как, впрочем, и верхняя, устанавливается с учетом задач, которые ставит человек, и возможностей его организма. Однако следует иметь в виду, что занятие, во время которого пульс не превышает 110 уд/мин, недостаточно эффективно решает задачи оздоровления. Эта величина и может быть принята за минимальную.

Предельно допустимый пульс для человека, который не занимается спортом: ЧСС = 220 уд/мин - возраст (в годах).

В аэробной зоне выделяют три ступени, где в зависимости от интенсивности упражнения и ЧСС решаются те или иные задачи оздоровления.

I ступень - реабилитационно-восстановительная, ЧСС -
110—120 уд/мин. Занятия при таком пульсе используются:

• подготовленными студентами для восстановления орга­низма после больших нагрузок аэробного и анаэробного ха­рактера;

• занимающимися, имеющими отклонения в деятельно­сти сердечно-сосудистой системы;

• ослабленными людьми в качестве восстановления и поддержания уровня подготовленности.

II ступень - поддерживающая, ЧСС - 130-140 уд/мин. Ис­пользуется для развития (начинающие занимающиеся) и под­держания (подготовленные занимающиеся) аэробных возмож­ностей.

III ступень - развивающая, ЧСС - 145-160 уд/мин. Ис­пользуется подготовленными студентами для повышения аэроб­ных способностей.

Аэробно-анаэробная (смешанная) зона. Частота сердцебие­ния в аэробно-анаэробной зоне - 160-170 (до 175) уд/мин, индивиду­альные особенности студентов могут вносить в эти величины некоторые уточнения. В среднем ЧСС 170 уд/мин считается порогом аэробно-анаэробного обмена и является наиболее продуктивным пульсом при работе спортсменов, работающих на выносливость.

Анаэробная зона. Достигнув уровня максимального потреб­ления кислорода (нижняя граница анаэробной зоны), организм переходит преимущественно на анаэробный (бескислородный) способ энергообеспечения мышечных сокращений. Пульс во время выполнения упражнений в этой зоне 180-190 уд/мин и выше, образуется значительное количество молочной кислоты, что затрудняет обменные процессы и может выну­дить человека прекратить занятие или снизить нагрузку.