Стратегическое планирование

Конспект лекции

Тема 3. Система планов предприятия

Аннотация

В разделе дается классификация видов внутрифирменного планирования. Рассматриваются такие понятия как оперативное планирование и стратегическое планирование. Прослеживается взаимосвязь и единство стратегического и оперативного планирования на предприятии. Рассматривается понятие «система планов», дается классификация систем планов экономической организации. В рамках иерархии планирования на предприятии рассматриваются понятия долгосрочное планирование и краткосрочное планирование, возможность применения на предприятии, их единство и непрерывность.

Планирование помогает ответить на 4 важных вопроса:

1. Что хочет представлять из себя организация?

2. Где организация находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности?

3. Куда она собирается двигаться?

4. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Весь процесс планирования в экономической организации мож­но разделить на две основные стадии: разработка стратегии дея­тельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

Понятие «стратегия» греческого происхождения. Первоначаль­но оно имело военное значение и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы.

Стратегическое планирование в общем виде представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь экономической системе достичь своих целей. Более детально стратегическое планирование характеризуется как процесс, в котором рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков. Т.е. стратегия – это система управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сфер, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды, а также порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.

С точки зрения технологии стратегическое планирование определяется как:

1) определение стратегических целей;

2) разработка стратегий по достижению поставленных целей;

3) распределение необходимых для реализации целей ресурсов.

Стратегическое планирование призвано выявлять, анализировать и прогнозировать экономическое, политическое, техническое и общественное окружение организации. Оно игнорирует детали, рассчитано на длительный срок, нацелено на рынок. Стратегическое планирование является связующим звеном между основополагающей стратегией и краткосрочным, детальным, оперативным планированием.

Стратегией не может быть простое определение желаемых це­лей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не значит разработать стратегию. Стра­тегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутрен­ние обстоятельства ее деятельности.

Обычно стратегическое планирование рассчитано на длительный период (до 10 лет), хотя во многих организациях стратегия ос­новывается на среднесрочном планировании (3-5 лет) (второй способ более приемлем для российских туристских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, про­цессы неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития отрасли, территории, конкретной фирмы.