Анализ продуктов деятельности

В отечественной психологии термин «анализ продуктов деятельности» принят для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей испытуемого по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности – деятельности.

Виды продуктов деятельности:

материальные, материализованные, документально фикси­рованные: продукты промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.п.; созданные инструменты, приспособления и т.п.; составленные документы, деловые записи, распоряжения, приказы, планы, отчеты и другие проявления письменной речи; результаты изобразительной, графической деятельности;

функциональные (процессуальные): «психологический климат» в группе, создаваемый тем или иным ее членом или руководителем; устные выступления на совещаниях, доклады, лекции, акты делового общения, акты обмена опытом, консультирования и т.д.

В соответствии с целями и конкретными приемами реализации, в методах анализа продуктов деятельности выделяются:

биографический метод – изучение особенностей жизненного пути одной личности или группы людей;

контент-анализ (анализ содержания) – подсчет частоты появления в документе определенных элементов (таких, как: слово или символ; суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор; целостное сообщение) и формирование психологических выводов по соотношению этих частот. Контент-анализ используется также при обработке аудио- и видеозаписей, результатов применения проективных тестов, материалов бесед и т.д.

проективный метод – «промежуточный» по своему статусу метод между тестированием и анализом продуктов деятельности. Это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Под проекцией здесь понимается наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами, переживаниями, эмоциями других людей или перенос этих качеств на какой-либо предмет. Отличительными признаками проективных методик являются: неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных» (например, методика Роршаха, тест тематической апперцепции, методика «Дом–дерево–человек» и др.).